а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:
называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);
обобщение картинок одним словом
называние целого предмета и его частей:
стул - ножки, сиденье, спинка;
машина - кабина, фары, колеса, кузов;
рубашка - рукав, воротник, пуговицы;
рука - плечо, локоть; кисть, пальцы;
лицо - брови, ресницы, подбородок, лоб.
б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:
называние действий по картинкам или по демонстрации:
птица - летает; рыба - плавает; змея - ползает; заяц - прыгает; самолет - летает; лодка - плывет; собака - лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;
называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):
врач - лечит; учитель - учит; строитель - строит; повар - варит; художник - рисует; музыкант - играет; балерина - танцует; маляр - красит;
в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:
называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;
подбор определений к слову: еж - колючий, роза - .;
подбор антонимов (с 6 лет):
большой - . открывать - .
широкий - . опускать - .
длинный - . добро - .
грязный - . далеко - .
молодой - . радость - .
В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.
11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.
Изменение имен существительных по числам:
стол - столы книга - .
жук - . табуретка - .
рот - . ухо - .
пень - . окно - .
стул - . колесо - .
рука - . дерево - .
кукла - . перо - .
лента - .
Изменение имен существительных по падежам: У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) . У меня нет . Я говорю о .
Употребление формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
дом - домов кофта - .
ключ - . ручка - .
стакан - . платье - .
день - . блюдце - .
книга - . дерево - .
вилка - . окно - .
Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.
Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):
шар - красный, кофта - красная, небо - красное.
Согласование имен существительных с числительными два и пять:
гриб - два гриба - пять грибов
ночь - . - .
окно - . - .
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ - ключик ведро - .
тетрадь - . лист - .
кукла - . ухо - .
дом - . ложка - .
Образование относительных прилагательных от существительных:
стакан из стекла - стеклянный коробка из картона - .
мяч из резины - . сумка из кожи - .
варенье из яблок - . одеяло из шерсти - .
Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):
книга дедушки - дедушкина
уши лисы - .
хвост зайца - . рог оленя - .
платок мамы - . зубы волка - .
Образование приставочных глаголов: летает - улетает, пролетает и т.д. ходит - .
Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.
В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.
Во время прохождения практического обследования было обследовано 5 детей согласно речевой карте для детей со стертой формой дизартрии.
Состояние звукопроизношения (см. Приложение 2).
Обследование фонематического восприятия.
С помощью игры "Услышь и повтори" у детей обследовалось сформированность фонематического восприятия. Задание заключалось в следующем: сначала детям предлагалось внимательно прослушать то, что говорит взрослый, после чего повторить за ним. Использовались следующие слова: та-та-да, да-да-та, та-да-та, на-на-ба, ба-ба-на, на-ба-на, ка-ка-га, га-га-ка, ка-га-ка, и слова: кот-гот-кот, том-дом-том. Получились следующие результаты.
Интерпретация результатов опытно–экспериментальной работы
В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов. Целью педагогического эксперимента является определение эффективности использования игры в обучение информатике школьников ...
Психолого-педагогические подходы к интеграции
обучения
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция – процесс сближения и связи наук ...
Информационные технологии при изучении английского
языка в средней школе
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, видеофильмы и компьютерные программы - это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.