Педагогика и образование » Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии » Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Страница 6

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);

обобщение картинок одним словом

называние целого предмета и его частей:

стул - ножки, сиденье, спинка;

машина - кабина, фары, колеса, кузов;

рубашка - рукав, воротник, пуговицы;

рука - плечо, локоть; кисть, пальцы;

лицо - брови, ресницы, подбородок, лоб.

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

называние действий по картинкам или по демонстрации:

птица - летает; рыба - плавает; змея - ползает; заяц - прыгает; самолет - летает; лодка - плывет; собака - лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;

называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач - лечит; учитель - учит; строитель - строит; повар - варит; художник - рисует; музыкант - играет; балерина - танцует; маляр - красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

подбор определений к слову: еж - колючий, роза - .;

подбор антонимов (с 6 лет):

большой - . открывать - .

широкий - . опускать - .

длинный - . добро - .

грязный - . далеко - .

молодой - . радость - .

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

Изменение имен существительных по числам:

стол - столы книга - .

жук - . табуретка - .

рот - . ухо - .

пень - . окно - .

стул - . колесо - .

рука - . дерево - .

кукла - . перо - .

лента - .

Изменение имен существительных по падежам: У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) . У меня нет . Я говорю о .

Употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

дом - домов кофта - .

ключ - . ручка - .

стакан - . платье - .

день - . блюдце - .

книга - . дерево - .

вилка - . окно - .

Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар - красный, кофта - красная, небо - красное.

Согласование имен существительных с числительными два и пять:

гриб - два гриба - пять грибов

ночь - . - .

окно - . - .

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

ключ - ключик ведро - .

тетрадь - . лист - .

кукла - . ухо - .

дом - . ложка - .

Образование относительных прилагательных от существительных:

стакан из стекла - стеклянный коробка из картона - .

мяч из резины - . сумка из кожи - .

варенье из яблок - . одеяло из шерсти - .

Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки - дедушкина

уши лисы - .

хвост зайца - . рог оленя - .

платок мамы - . зубы волка - .

Образование приставочных глаголов: летает - улетает, пролетает и т.д. ходит - .

Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.

Во время прохождения практического обследования было обследовано 5 детей согласно речевой карте для детей со стертой формой дизартрии.

Состояние звукопроизношения (см. Приложение 2).

Обследование фонематического восприятия.

С помощью игры "Услышь и повтори" у детей обследовалось сформированность фонематического восприятия. Задание заключалось в следующем: сначала детям предлагалось внимательно прослушать то, что говорит взрослый, после чего повторить за ним. Использовались следующие слова: та-та-да, да-да-та, та-да-та, на-на-ба, ба-ба-на, на-ба-на, ка-ка-га, га-га-ка, ка-га-ка, и слова: кот-гот-кот, том-дом-том. Получились следующие результаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...

Методика повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретенные на уроке, должны использоваться детьми во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков до ...

Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0353