— формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
— развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
— развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
— формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;
—развитие умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:
1. Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, т.е. развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию способности сравнивать.
2. Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:
а) подобрать к сюжетной картинке соответствующих предметные изображения;
б) найти лишние предметные картинки, которые и соответствуют данной сюжетной картинке;
в) на основе анализа сюжетной картинки определит изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
г) к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик — сачок, дедушка — лопата, девочка — кукла и т.д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;
б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в) определить место "выпавшей" картинки среди других;
г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
з) "распутать" два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии "На снежной горке" и три картинки серии "Верный друг"). Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам. Логопедическая работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи, т.е. на вербальном уровне.
4. Работа с текстом. В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:
а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
б) сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено;
в) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
г) вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);
д) придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);
е) работа с деформированным текстом.
С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются и следующие специальные задания:
а) назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе — словами медведь, он, зверь);
б) заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
в) определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;
г) закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);
д) добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.
В процессе логопедической работы над связной речью во вспомогательной школе необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной.
В зависимости от характера текста различают тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения. В младших классах вспомогательной школы в основном работают над текстом-повествованием и текстом-описанием.
Смысловое содержание текста не представляет собой пpoстую сумму входящих в него предложений. В тексте имеет место определенное движение мысли. По А.К. Марковой оно осуществляется двумя путями: 1) через предикат, 2) через субъект.
Характеристика подросткового класса
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрас ...
Изучение диалектной лексики в школе
Диалектная лексика в школе изучается в 5-6 классах. В школьной программе на изучение этой темы отводится в федеральном компоненте ГОСТе один час. Однако в региональном компоненте диалектная лексика изучается шире, за счет дополнительных часов. Проанализируем традиционные учебники русского языка под ...
Методы и принцИпы обучения в
системе физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.