В младших классах вспомогательной школы проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
В 1 классе можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты.
Разговор с котом
— Почему ты черен, кот?
— Почему ты серым стал?
— Лазил ночью в дымоход.
— Меня пес в пыли валял.
— Почему сейчас ты бел?
— Так какого же ты цвета?
— Из горшка сметану ел.
— Я и сам не знаю это.
Курочка-рябушка
— Курочка-рябушка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— А как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
Разговор лягушек
— Кума, ты к нам? — А кого, кого, кума?
— К вам, к вам.
— Рака, карпа и сома.
К воде скачу,
— Как поймаешь дашь ли нам?
Ловить хочу.
— Как не дать, конечно, дам.
Во 2-м классе предлагаются более длинные стихотворные тексты
Волк и лиса
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
— Ничего идут дела,
— Лизавета, здравствуй!
Голова еще цела.
— Где ты был?
— Еле ноги уволок.
—На рынке.
Как твои, лиса дела?
— Что купил?
— На базаре я была.
— Свининки.
— Что ты там видала?
— Сколько взяли?
— Уток я считала.
— Шерсти клок,
— Сколько было? Ободрали правый бок,
— Семь с восьмой. Хвост отгрызли в драке .
— Сколько стало?
— Кто отгрыз?
— Ни одной.
— Собаки.
— Где же эти утки?
— Жив ли, милый куманек? — У меня в желудке.
Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
— Где моя рубашка?
— Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает рубашка.
— А где мои носки?
— Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки.
— А где мои ботинки?
— Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пере сказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, нос ки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как то раз дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать.
Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры.
После прочтения рассказа детей спрашивают: знают ли они, для чего человеку руки нужны?
Машенька
Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:
— Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуков искать.
— Не хочу жуков искать, хочу плакать. Подходит к Машеньке кошка.
— Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек повить.
— Не хочу мышек ловить, хочу плакать. Подходит к Машеньке теленочек и говорит:
— Давай, Машенька, реветь со мной.
— Давай, — сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:
— Ты что это, Маша, меня передразниваешь? Испугалась Маша и перестала плакать.
Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы.
Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) раз-иитие смыслового программирования текста, 2) овладение i исковыми средствами оформления связного текста.
Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
Как указывалось выше, у умственно отсталых детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
— развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
Обучение детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре
Одним из основных принципов детской психологии является положение о том, что различные психические процессы у ребенка можно сформировать путем построения направленного обучения и через организацию его деятельности. Признается очевидным, что двигательная деятельность ребенка представляет собой наибо ...
Психологические особенности мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Реальный мыслительный акт субъекта исхо ...
Общая характеристика программы «Музыка» Т.В. Надолинской
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции, самореализации. В концепции художественного образовании, разработанной в Российской Академии образования указывается, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.