В младших классах вспомогательной школы проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
В 1 классе можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты.
Разговор с котом
— Почему ты черен, кот?
— Почему ты серым стал?
— Лазил ночью в дымоход.
— Меня пес в пыли валял.
— Почему сейчас ты бел?
— Так какого же ты цвета?
— Из горшка сметану ел.
— Я и сам не знаю это.
Курочка-рябушка
— Курочка-рябушка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— А как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
Разговор лягушек
— Кума, ты к нам? — А кого, кого, кума?
— К вам, к вам.
— Рака, карпа и сома.
К воде скачу,
— Как поймаешь дашь ли нам?
Ловить хочу.
— Как не дать, конечно, дам.
Во 2-м классе предлагаются более длинные стихотворные тексты
Волк и лиса
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
— Ничего идут дела,
— Лизавета, здравствуй!
Голова еще цела.
— Где ты был?
— Еле ноги уволок.
—На рынке.
Как твои, лиса дела?
— Что купил?
— На базаре я была.
— Свининки.
— Что ты там видала?
— Сколько взяли?
— Уток я считала.
— Шерсти клок,
— Сколько было? Ободрали правый бок,
— Семь с восьмой. Хвост отгрызли в драке .
— Сколько стало?
— Кто отгрыз?
— Ни одной.
— Собаки.
— Где же эти утки?
— Жив ли, милый куманек? — У меня в желудке.
Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
— Где моя рубашка?
— Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает рубашка.
— А где мои носки?
— Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки.
— А где мои ботинки?
— Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пере сказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, нос ки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как то раз дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать.
Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры.
После прочтения рассказа детей спрашивают: знают ли они, для чего человеку руки нужны?
Машенька
Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:
— Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуков искать.
— Не хочу жуков искать, хочу плакать. Подходит к Машеньке кошка.
— Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек повить.
— Не хочу мышек ловить, хочу плакать. Подходит к Машеньке теленочек и говорит:
— Давай, Машенька, реветь со мной.
— Давай, — сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:
— Ты что это, Маша, меня передразниваешь? Испугалась Маша и перестала плакать.
Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы.
Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) раз-иитие смыслового программирования текста, 2) овладение i исковыми средствами оформления связного текста.
Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
Как указывалось выше, у умственно отсталых детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
— развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведен ...
Психологические особенности
детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) старший (5 ...
Педагогическая Работа с дошкольниками на примере
исследования живого уголка
С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один из уроков. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто с родителями был в, настоящем зоопарке и кого там виде ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.