В младших классах вспомогательной школы проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
В 1 классе можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты.
Разговор с котом
— Почему ты черен, кот?
— Почему ты серым стал?
— Лазил ночью в дымоход.
— Меня пес в пыли валял.
— Почему сейчас ты бел?
— Так какого же ты цвета?
— Из горшка сметану ел.
— Я и сам не знаю это.
Курочка-рябушка
— Курочка-рябушка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— А как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
Разговор лягушек
— Кума, ты к нам? — А кого, кого, кума?
— К вам, к вам.
— Рака, карпа и сома.
К воде скачу,
— Как поймаешь дашь ли нам?
Ловить хочу.
— Как не дать, конечно, дам.
Во 2-м классе предлагаются более длинные стихотворные тексты
Волк и лиса
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
— Ничего идут дела,
— Лизавета, здравствуй!
Голова еще цела.
— Где ты был?
— Еле ноги уволок.
—На рынке.
Как твои, лиса дела?
— Что купил?
— На базаре я была.
— Свининки.
— Что ты там видала?
— Сколько взяли?
— Уток я считала.
— Шерсти клок,
— Сколько было? Ободрали правый бок,
— Семь с восьмой. Хвост отгрызли в драке .
— Сколько стало?
— Кто отгрыз?
— Ни одной.
— Собаки.
— Где же эти утки?
— Жив ли, милый куманек? — У меня в желудке.
Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
— Где моя рубашка?
— Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает рубашка.
— А где мои носки?
— Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки.
— А где мои ботинки?
— Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пере сказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, нос ки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как то раз дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать.
Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры.
После прочтения рассказа детей спрашивают: знают ли они, для чего человеку руки нужны?
Машенька
Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:
— Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуков искать.
— Не хочу жуков искать, хочу плакать. Подходит к Машеньке кошка.
— Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек повить.
— Не хочу мышек ловить, хочу плакать. Подходит к Машеньке теленочек и говорит:
— Давай, Машенька, реветь со мной.
— Давай, — сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:
— Ты что это, Маша, меня передразниваешь? Испугалась Маша и перестала плакать.
Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы.
Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) раз-иитие смыслового программирования текста, 2) овладение i исковыми средствами оформления связного текста.
Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
Как указывалось выше, у умственно отсталых детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
— развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" в ...
ЕГЭ по информатике как средство аттестации
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Впервые ЕГЭ в российских школах стали сдавать в 2001 году, но только в порядке эксперимента и в отдельных областях. А с 2009 года сдача ЕГЭ была введена повсеместно ...
Опыт эмперического исследования невербальной коммуникации в деятельности
педагога дополнительного образования
Экспериментальная часть исследования была организована на базе МОУ СОШ № 20 г. Архангельска. Цель (практического) исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога дополнительного образования. Задачи исследования: - уточни ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.