Задание можно модифицировать:
1. Логопед показывает предметы на картинке в определенной последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.
2. Логопед только показывает предметы на картинке, а дети придумывают предложение.
3. Логопед только называет слова, обозначающие предметы (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения.
Логопедическая работа по формированию поверхностной структуры предложения должна учитывать последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе. В связи с этим она проводится в следующем порядке:
1. Двусоставные предложения (подлежащее — сказуемое), включающие существительное + глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет).
2. Другие двусоставные предложения (Это дом; Дом большой).
3. Распространенное предложение из 3—4 слов:
а) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (Девочка моет куклу);
б) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение — косвенное дополнение (дательный падеж существительного), например: Бабушка дает ленту внучке;
в) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение — косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия), например: Девочка рисует дом карандашом;
г) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места (предложно-падежная конструкция), например: В лесу растут грибы;
д) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием (Солнце светит ярко). Чрезвычайно полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета (Бабушка дает внучке ленту; Бабушка дает внучке красную ленту).
Формирование структуры предложения осуществляется в тесной связи с развитием словоизменения и словообразования.
Развитие навыков словоизменения и словообразования
В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.
Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.
Формирование каждой грамматической формы осуществляется поэтапно:
1) определение значения грамматической формы на материале ряда словоформ;
2) выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ;
3) буквенное обозначение выделенной морфемы;
4) самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова).
Покажем это на примере дифференциации единственного и множественного числа существительных.
Вначале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом).
Уточняется семантика этих слов: "Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны" и т.д. Далее предлагается выбрать только тс картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов.
Для закрепления формы множественного ч и с л а предлагаются следующие задания:
1. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием .
2. Игра "Измени слово". Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
При уточнении формы винительного падежа рекомендуются следующие виды работы:
1. Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны назвать, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок рисования? на урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? зеленым карандашом? желтым карандашом? и т.д.
3. Беседа по содержанию стихотворения "Цветные карандаши":
Карандаши цветные умеют рисовать
Исследование направленности учебной мотивации
Исследование направленности учебной мотивации представлено в виде графика 5. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в гимназических классах количество детей с выраженным доминированием внутренней мотивации примерно одинаково: 6 «А» - 58%, 6 «Г» - 52%. Данные по классам возрастной нор ...
Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
Психологами доказано, что ребёнок осваивает письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы «сочиняет». Собственное «сочинительство» мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью «высказать себя», либо стремление оставить запись ...
Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.