В первом случае предикат первого предложения становится субъектом второго предложения и т.д., что является условием превращения совокупности предложений в единое целое, связный текст. Например: "Над окном дома было гнездо. Из гнезда выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик упал из гнезда…» Такая семантическая структура текста называется цепной. Её можно обозначить следующей схемой:
Во втором случае каждое из предложений текста характеризует один и тот же субъект. Например: "Медведь имеет теплую, мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям ." Такая структура текста носит название параллельной и обозначается следующей схемой:
В более сложных по структуре текстах имеет место и та и другая связь предложений (и цепная, и параллельная).
В тексте с цепной связью (в повествовании) как правило, имеется динамика, развитие события, последовательность действий. В тексте с параллельной связью (в описании), наоборот, присутствует статичность, рассказывается об одном и том же предмете. Учитывая характер смысловой структуры текста, в младших классах вспомогательной школы сначала проводится работа над повествованием, затем над описанием. В дальнейшем подбираются тексты, включающие и цепную, и параллельную связь.
Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.
После завершения формирующего эксперимента мы провели контрольное обследование уровня связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Обследование проводили по методике Е.А. Стребелевой, также как на констатирующем эксперименте. Результаты исследования отражены в диаграммах.
Цена шкалы деления: 1 – низкий уровень выполнения заданий;
2 – недостаточный уровень выполнения заданий;
3 – удовлетворительный уровень выполнения заданий;
4 - хороший уровень выполнения заданий.
Диаграмма 1. Рассказ по сюжетной картинке
Диаграмма 2. Рассказ по серии сюжетных картинок
Диаграмма 3. Расскажи сказку
Диаграмма 4. Рассказ описание
Диаграмма 5. Пересказ прочитанной сказки
Анализируя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы сделали следующие выводы:
- логопедическая работа по формированию связной речи имеет слабо выраженную динамику. Это объясняется тем, что нарушения речи детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкостью, носят системный характер, устраняются с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы;
- нежелание родителей участвовать в процессе логопедической работы существенно снижает её результаты.
В итоге проведенного исследования можно сделать вывод, что становление связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Для речи таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи – короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений – неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний – нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видо-временных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов- предикатов. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок.
Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. В результате работы было подтверждено, что у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушены все стороны речи.
Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка
Место ознакомления детей с природой в «Программе воспитания в детском саду». В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ре ...
Методика использования учебных элементов при освоении отдельных тем основного
курса информатики
Учебные элементы в настоящее время используются в средней школе крайне редко, в частности, потому что создание учебного элемента занимает определенное дополнительное время. Более того, многие учителя предпочитают проверенную классическую систему преподавания, не зная о преимуществах применения учеб ...
Методика проведения подвижных игр с бегом у детей старшего
дошкольного возраста
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с бегом отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.