Дидактические игры проводились с небольшими подгруппами детей, использовались вариативно в зависимости от уровня сформированности представлений о диких животных у дошкольников.
Игры проводились в свободное время, на прогулке, в процессе специально организованных занятий. Использовались игры как в вербальной форме, так и с использованием иллюстративного материала. Игры с иллюстративным материалом содействуют формированию конкретных представлений о диких животных, приобретению более точных знаний об их признаках. Эти виды игр проводились преимущественно с детьми, имеющими низкий уровень сформированности представлений о диких животных.
В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о диких животных, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают диких животных без опоры на наглядные образы, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Этот вид игры использовался преимущественно в работе с дошкольниками, имеющими более высокий уровень сформированности представлений о диких животных. Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, куклы (Старичка-Лесовичка, дедушки Зная), которые объясняют правила игры, следят за их соблюдением, поощряют ребят. При первом появлении персонажа воспитатель знакомит с ним детей и в дальнейшем берет его роль на себя — таким образом ведет игру.
Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и миру диких животных способствует введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет последние экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению представлений детей о диких животных, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе. Здесь ребенок оказывается в ситуации выбора: выполню задание — помогу животному, не выполню — оно может погибнуть. Это производит на дошкольников сильное впечатление, и мотивом деятельности выступает именно помощь диким животным.
Здесь следует отметить и еще один важный момент. Это стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх, организованных педагогом, представления о диких животных и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности. Чтобы поддержать такую инициативу детей, в группах в отдельных уголках был размещен материал для организации детьми игр о диких животных (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением диких животных и т. п.). Таким образом удовлетворялся все возрастающий интерес дошкольников к диким животным, конкретизировались полученные ранее представления.
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент. Результаты наглядно отражены в таблице 2.3 и на рисунке 2.1.
Таблица 2.3. Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных
группы |
Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных, % | |||||
высокий |
достаточный |
недостаточный | ||||
констат. |
контрольн. |
констат. |
контрольн. |
констат. |
контрольн. | |
контрольная |
8 |
12 |
60 |
60 |
32 |
28 |
экспериментальная |
4 |
36 |
60 |
60 |
36 |
4 |
Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков
у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...
Необходимость исполнительской и педагогической практики
В первую очередь следует отметить необходимость уже в учебном заведении поставить учащихся в условия, в известной мере приближающиеся к условиям их будущей практической работы. Разумеется, на разных этапах обучения степень подобной приближенности будет различной: на первых курсах училища — меньшей, ...
Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом сл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.