Данные, приведенные в таблице 2.1, показывают, что необходима целенаправленная систематическая работа по формированию представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных.
На следующем этапе педагогического эксперимента проводилась работа по расширению и уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных в экспериментальной группе. Программа формирующего эксперимента представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Система работы по формированию у детей 4,5-5 лет обобщенных представлений о диких животных
Этап воспитательно-образовательной работы |
Цель |
Виды эколого-природоведческой работы |
I Подготовительный этап |
— уточнение представлений детей о различных классах животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся), отличительных признаках их внешнего вида, образа жизни, поведения, размножения; — формирование представлений о среде обитания животных (воздушная, водная, наземная, подземная); — развитие умений группировать животных |
1) занятие-игра "Эти забавные животные"; 2) занятие-инсценировка "Какие бывают животные"; 3) комплексное занятие "Зверигород"; 4) рассматривание иллюстраций различных видов животных с загадыванием о них загадок; 5) дидактические игры и упражнения: — "Угадай-ка" (с загадками); — "Назови одним словом"; — "Третий лишний" (с картинками); — "Что сначала, что потом"; — "Назови детенышей"; — "Птицы, звери, рыбы ." (с картинками) |
II. Процесс создания предметно-схематических моделей |
— разработка совместно с детьми предметно-схематических моделей с целью формирования обобщенных представлений о различных классах животных по следующим существенным признакам: — среда обитания; — покров; — строение конечностей; — приспособленность к среде обитания |
— "Дикие животные — часть живой природы" 1) рассматривание готовых предметно-схематических моделей; 2) изготовление альбома "Мир диких животных" (с зарисовкой моделей и подбором иллюстраций диких животных каждого класса) |
III. Обобщающий |
— особенности размножения — применение моделей существенных признаков различных классов диких животных в практической деятельности детей |
1) занятие-игра "Что мы знаем о диких животных"; 2) дидактические игры: — "Новоселье животного"; — "Найди свой домик"; — "Звери, птицы, рыбы ." (с моделями) |
При разработке и проведении работы, направленной на расширение и углубление представлений дошкольников о диких животных, учитывалось следующее:
1) процесс познания окружающего мира непрост для ребенка Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает овладение детьми элементарными понятиями, такими, как: «рыбы», «птицы», «звери» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с дикими животными;
Формирование мотивации учащихся
Анализ различных материалов показывает, что познавательная потребность, начинаясь еще в младенчестве, продолжает свое развитие сквозь годы зрелости к полному становлению. У совсем маленьких детей наиболее ярко выражена ее самая непосредственная форма – потребность во впечатлениях. Любознательность ...
Анализ системы подготовки квалифицированных рабочих
во Франции
Французское законодательство неоднократно обсуждало и совершенствовало кодекс воспитания – главный законодательный документ в сфере образования. Этот кодекс непосредственно касается так называемых принципов образования, основными из которых являются: Свобода преподавания Бесплатность Нейтралитет Во ...
Особенности психического развития детей с ранним детским
аутизмом
Ранний детский аутизм – сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространение его составляет 2 на 10000 детей. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окруж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.