Данные, приведенные в таблице 2.1, показывают, что необходима целенаправленная систематическая работа по формированию представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных.
На следующем этапе педагогического эксперимента проводилась работа по расширению и уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных в экспериментальной группе. Программа формирующего эксперимента представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Система работы по формированию у детей 4,5-5 лет обобщенных представлений о диких животных
Этап воспитательно-образовательной работы |
Цель |
Виды эколого-природоведческой работы |
I Подготовительный этап |
— уточнение представлений детей о различных классах животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся), отличительных признаках их внешнего вида, образа жизни, поведения, размножения; — формирование представлений о среде обитания животных (воздушная, водная, наземная, подземная); — развитие умений группировать животных |
1) занятие-игра "Эти забавные животные"; 2) занятие-инсценировка "Какие бывают животные"; 3) комплексное занятие "Зверигород"; 4) рассматривание иллюстраций различных видов животных с загадыванием о них загадок; 5) дидактические игры и упражнения: — "Угадай-ка" (с загадками); — "Назови одним словом"; — "Третий лишний" (с картинками); — "Что сначала, что потом"; — "Назови детенышей"; — "Птицы, звери, рыбы ." (с картинками) |
II. Процесс создания предметно-схематических моделей |
— разработка совместно с детьми предметно-схематических моделей с целью формирования обобщенных представлений о различных классах животных по следующим существенным признакам: — среда обитания; — покров; — строение конечностей; — приспособленность к среде обитания |
— "Дикие животные — часть живой природы" 1) рассматривание готовых предметно-схематических моделей; 2) изготовление альбома "Мир диких животных" (с зарисовкой моделей и подбором иллюстраций диких животных каждого класса) |
III. Обобщающий |
— особенности размножения — применение моделей существенных признаков различных классов диких животных в практической деятельности детей |
1) занятие-игра "Что мы знаем о диких животных"; 2) дидактические игры: — "Новоселье животного"; — "Найди свой домик"; — "Звери, птицы, рыбы ." (с моделями) |
При разработке и проведении работы, направленной на расширение и углубление представлений дошкольников о диких животных, учитывалось следующее:
1) процесс познания окружающего мира непрост для ребенка Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает овладение детьми элементарными понятиями, такими, как: «рыбы», «птицы», «звери» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с дикими животными;
Специфика экспериментальной методики обучения двигательным действиям
Мы постарались усовершенствовать общепринятую методику обучения двигательным действиям на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей школьников 6-го класса, которая заключалась в следующем. Прежде чем разучивать двигательное действие, его образцово показывают ученикам в целостном виде. С ...
Виды дидактических игр
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической ...
Словесные методы производственного обучения
а) Рассказ и объяснение Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мас ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.