Таким образом, анализ результатов данной констатирующей серии показывает следующее. Дети 4,5-5 лет имеют дифференцированные представления о разных способах передвижения, наземных, водных и летающих животных. Наземные - бегают, прыгают /некоторые могут лазать по деревьям/, водные - плавают. Дети связывают разные способы передвижения животных с особенностями строения их конечностей и со средой, в которой осуществляется это передвижение. Дети указывают, что для лазания наземным животным нужны "специальные" конечности /лапы, руки, ноги/. На необходимость наличия когтей указывает только часть детей. Имеющиеся у детей знания позволяют им правильно ориентироваться в образе жизни и поведении животных, живущих в сильно различающихся природных условиях.
Материалы эксперимента также показывают, что у большинства детей недостаточно четкие представления об особенностях строения конечностей животных и о том, какое строение конечностей может обеспечить выполнение таких действий как прыжок, лазание; дети не достаточно осознают функциональное значение пальцев и когтей.
Пятая серия экспериментов ставилась специально для того чтобы более подробно выявить знания и представления детей об одной из сфер жизни животных - сфере защиты животных от врагов. Предполагалось выяснить, что знают и как ориентируются дошкольники в этом вопросе. Конкретно предстояло узнать, какие способы защиты животных от врагов знакомы детям, каким образом дошкольники распознают хищных и мирных животных.
Методика включает несколько вопросов общего характера /Как животные защищается и спасаются от своих врагов? Куда и как животные могут прятаться?/ и несколько конкретных задач с иллюстративным материалом. С помощью вопросов предполагалось выяснить знания детей о способах защиты животных, с помощью задач - выяснить, на какие признаки внешнего строения животных ориентируются дети, распознавая хищных и травоядных животных.
Всего детьми названо восемь различных способов защиты животных от врагов, действительно существующих в природе. Подавляющее большинство детей назвали такие формы, как бегство /убегает, уплывает, улетает/, ответное нападение /т.е. защищаясь, животное кусает, царапает, ударяет и т.д. хищника/, прятание в свое убежище /в нору, дупло/, или естественную среду воду, песок, траву и т.д. Знаком детям и способ защиты при помощи покрова с иглами или твердого покрова, типа панциря. Хоть и в меньшей степени, но все же известен детям способ прятания животных при помощи маскировочной окраски. Отдельными детьми были названы такие способы, как запугивание, обманные действия, защита с помощью ядовитых средств. Таким образом, беседа с детьми показала, что у них имеются разнообразные представления о способах защиты мирных животных от хищников.
На вопросы, поставленные в общей форме, дети отвечали по-разному: одни давали ответы тоже в общей форме, другие - говорили о способах защиты на примерах конкретных животных. Например: "Еж защищается колючками. Заяц своей шкуркой. У него летом сера, а зимой белая. Белка прячется в дупло". Ответы в общей форме звучали так; "Они /животные/ защищается колючками, иглами, копытами, бегом, зубами"; или "Они убегают в гущу леса и прячутся за кусты, за большую гору". Некоторые дети смешивали в своих ответах общие и конкретные формулировки.
Важно отметить, что дети в количественном отношении дали больше ответов общего характера. Общие ответы детей касались в основном таких форм защиты, как бегство, прятание, т.е. которые свойственны не только животным, но и людям; и о которых у детей уже сформировалось обобщенное представление.
Важно отметить и такой факт, что очень многие дети придавали большое значение прятанию животных в своих "домиках". Это представление не соответствует действительности. В природе приближение любой опасности вынуждает многих животных покидать свои убежища, т.к. они недостаточно надежды. У детей же представление о надежности убежища животных видимо тесно связано с представлением о надежном жилище человека.
Тематика итоговых работ
Индивидуальные самостоятельные работы студентов по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»: Аналитический обзор литературы (анализ модных тенденций) по теме «Использование накладных карманов в модной одежде» (подготовить сообщение, выступить с ним). Составление инструкционно-те ...
Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...
Воспитание и обучение в Древней Руси
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей п ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.