Рисунок 2.1 Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных
Таким образом, формирование у дошкольников системы знаний о диких животных является результатом целенаправленных педагогических воздействий и системы методов обучения, в которых основное значение имели метод моделирования и дидактические игры.
В работе определены наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели исследования были последовательно решены следующие задачи:
1 Проанализирована научно-методическая литература по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2 Выявлен уровень знаний о диких животных у детей среднего дошкольного возраста.
3 Разработана доступная система знаний для детей среднего дошкольного возраста о диких животных, определены и экспериментально обоснованы наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Классификация представителей животного мира может быть проведена по различным основаниям: на основе взаимосвязи с человеком, по способу питания, по среде обитания, по природным сообществам, на систематические группы, (классы), по способу размножения, по географическим зонам. Обозначенные способы классификации животных могут составить содержание обобщенных представлений, которые будут средством упорядочения конкретных знаний дошкольников о многообразии животного мира.
В дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. У дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных. Общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.
Результаты констатирующего обследования показали, что дети обладают разнообразными знаниями о живой природе. На уровне конкретно-образного отражения действительности они выделяют живое и неживое, животные, растения, неодушевленные предметы по ряду признаков. К числу таких признаков относятся структурные и функциональные особенности объектов, признаки одушевленности. Типичным для большинства детей является недооценка одних признаков и переоценка других /например, способности к перемещению в пространстве/. Это искажает представление детей, делает их нечеткими.
Знания детей отражают различные стороны жизнедеятельности животных в определенных природных условиях. Часть дошкольников в ряде случаев обнаруживает понимание связи животных со средой обитания, проявляющееся в форме конкретных представлений об их приспособленности. Ведущими в данном случае являются представления о наиболее "динамичных" сферах жизни животных /локомоции, защите от врагов/. Наиболее отчетливо выступают при этом представления дошкольников о локомоции животных, о соответствии общего строения их конечностей способу передвижения в пространстве и самой среде, в которой осуществляются локомоторные акты. Более общими эти знания являются в тех случаях, когда речь заходит о животных, живущих в резко различающихся природных условиях, и значительно менее точными, когда сопоставляются животные, занимающие различные экологические ниши в одинаковой среде. Так как локомоция животных отражает одну из важнейших форм их связи с внешней средой, то соответствующие представления дошкольников могут играть ведущую роль в процессе обучения. Дети обладают разнообразными знаниями и о способах защиты животных от врагов. Эти знания отражаются в форме конкретных представлений, когда они относятся к специфическим формам приспособленности животных. Обобщенные представления, как правило, дети имеют о таких способах защиты, которые тесно связаны с их собственным локомторным опытом например, бегство.
Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения
Как пишет А.Пиз: «Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала 60-х гг., а обществу стало известно об их существовании только после того, как Дж.Фаст опубликовал свою книгу в 1970 г.» Эта книга ...
Способы разрешения конфликта
Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а пото ...
Особенности проблемного обучения
Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.