На основе состояния здоровья дети делятся по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания.
Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.
Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I – II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).
Дети третьей группы – больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиэлонефрит, астматический бронхит, хронический пневмонит и др.).
Ослабленные дети нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристальном наблюдении врача при закаливающих мероприятиях.
Увеличение физической нагрузки для ослабленных детей должно идти постепенно. В этом случае сердечнососудистая система успевает адаптироваться за счет увеличения мощности сердечного выброса, улучшения кровоснабжения работающих органов. Часто повторяющаяся чрезмерная физическая нагрузка способствует возникновению патологических процессов в сердечной мышце, сосудах и в клапаном аппарате. В связи с этим переходы к нагрузке и обратно к покою должны быть пассивными, необходимо предусмотреть упражнения в расслаблении и динамические дыхательные упражнения.
У детей может наблюдаться дыхательная аритмия, в результате которой на вдохе сердце сокращается чаще, чем на выдохе. Такое состояние имеет функциональный характер и, в большинстве своем, не требует специального лечения. Необходимо целенаправленно использовать физические упражнения для постепенной нормализации ритма сердца. Более сложные нарушения ритма требует обязательной консультации с врачом. Примером подобных нарушении может служить приступ пароксизмальной тахикардии – резкое увеличение частоты сердечных сокращений до 180 ударов в минуту, сопровождаемой головокружением, рвотой, обмороком, ярко выраженной отдышкой, бледностью.
Систематические занятия физическими упражнениями способствует улучшению общего состояния, а также адаптации организма к мышечной работе. Детям, имеющим отклонения со стороны сердечно – сосудистой системы, противопоказаны упражнения, выполнения которых связано с задержкой дыхания, резким изменением темпа и положения тела, длительным статическим напряжением.
Тренирующими нагрузками является ходьба по ровной местности, равномерный медленный бег, плавание, общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы. Ослабление функции сердечнососудистой системы может быть восполнено мобилизацией внесердечных факторов кровообращения. Прежде всего усилием вдоха и выдоха. При активном вдохе увеличивается присасывающее действие грудной клетки и кровь активно поступает из нижних отделов к сердцу. При улучшении кровообращения, движения выполняются с активным сокращением всех мышечных групп (спины, верхнего плечевого пояса, нижних конечностей). Такие упражнения выполняются ритмично в медленном темпе. Примером их могут быть круговые вращения в плечевых суставах, боксирование с одновременным сжиманием кулачков, попеременные выпады с покачиванием и прочее. Значительный эффект в улучшении деятельности сердечнососудистой системы может быть достигнут при выполнении упражнений мелкими мышечными группами (кисти, стопы), а также при включении в комплекс диафрагмального дыхания. У остальных детей может значительно колебаться величина артериального давления (АД). При этом более высокое давление отмечается у детей, имеющих большой рост и массу тела. Наличие повышенного АД у дошкольников может свидетельствовать о каком либо заболевании почек, болезни сосудов центральной нервной системы, эндокринной патологии. Снижение АД у дошкольников наблюдается значительно реже. У таких детей бледная, холодная кожа, наблюдается быстрая утомляемость, сонливость, жалобы на головную боль и неприятные ощущения в области сердца. Специальные физические упражнения способствуют улучшению и нормализации нарушенной регуляции сосудистого тонуса, функции сердечнососудистой системы, координация двигательных актов.
Понятие и необходимость культурной совместности
Основной задачей программы развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова является выстраивание такой социальной ситуации развития, в которой произойдет формирование учебной деятельности ученика, как желания и умения учиться. Ученики РО самостоятельно, в процессе собственного исследовани ...
Просветительская деятельность Н.И. Новикова. Первый журнал
для детей
Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков в воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти н ...
Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.