Проблемой исследования в практической части работы является анализ работы социального педагога Натальи Анатольевны Ф. по формированию ЗОЖ воспитанников МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» г. Городца.
Для изучения опыта работы социального педагога были выделены следующие единицы анализа.
1. Проблемы учащихся разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего школьного возраста).
2. Постановка целей и задач формирования ЗОЖ в социально-педагогической деятельности.
3. Серии мероприятий для решения поставленных задач.
4. Контакты с родителями и учителями.
5. Результаты деятельности.
Методы изучения опыта работы.
1. «Анкета ЗОЖ для учащихся 8-11 классов».
2. Методика оценки деятельности по формированию ЗОЖ «Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни» М.М. Безруких.
3. Беседа с социальным педагогом.
Беседа с социальным педагогом позволила выделить следующие проблемы формирования ЗОЖ:
1. Через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику выявлено, что на достаточно высоком уровне продолжает находиться соматическая заболеваемость обучающихся.
Рис. 1. Состояние здоровья учащихся школы
Таким образом, многие дети помимо основного диагноза имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
На первом месте патология опорно-двигательного аппарата, главным образом нарушение осанки. Второе место занимают заболевания эндокринной системы, чаще всего связанные с ожирением различной степени. Третье место занимают заболевания нервной системы и психические расстройства, которые обусловлены хроническим стрессом, связанным с введением инноваций в процесс обучения, формированием адаптации к коллективу и новым формам учебного процесса. На четвёртом месте заболевания глаз. Пятое место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Патология ЖКТ напрямую связана с нарушением рационального питания, чему способствуют индивидуальное потребление детьми продуктов, не предусмотренных в рационе питания школы-интерната. Здесь необходима санитарно-просветительная работа с учащимися и родителями, совместно с учителями, воспитателями и медицинским персоналом по формированию навыков и принципов здорового питания в комплексе становления здорового образа жизни, начиная с младшего школьного возраста.
Здоровье детей сегодня можно укрепить путем создания комфортной здоровьесберегающей среды в школе и воспитания внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
2. Наблюдение и педагогическая диагностика, проведенная социальным педагогом с воспитанниками школы-интерната (от 9–17 лет) показала, что: курят - 35%; имеют тягу к алкоголю - 20%; имеют опыт употребления ПАВ 10%; нарушают дисциплину на уроках и в общественных местах 10% детей; неадекватное поведение, агрессия 5%. 60% детей не задумываются о последствиях употребления психоактивных веществ.
Проведенные диагностические обследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников данной школы – интерната.
3. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения.
В связи с наличием выделенных проблем, в школе разработана и осуществляется программа «Здоровье» для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе школы, куратором которой является социальный педагог, возглавляющий общественный совет по здоровью, в который входят представители педагогического коллектива, медицинский работник, родители.
Цели программы: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в школе, совершенствование системы физического воспитания и формирования стремления к ЗОЖ на основе реализации индивидуального подхода к детям.
Задачи:
Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ.
Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию.
Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи детям и их родителям.
Модульный принцип построения учебного плана
Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах испол ...
Методика проведения подвижных игр с бегом у детей старшего
дошкольного возраста
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с бегом отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на о ...
Восприятие пространства детьми раннего возраста
Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста посвящены многие исследования. Они показывают, что восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте четырех-пяти недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 м. Перемещение взора ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.