Цель практики: актуализация теоретических знаний и умений, полученных в процессе изучения дисциплин специального и психологического циклов и формирование на основе практических умений, навыков, профессионально-педагогических качеств.
Задачи практики.
Адаптация студентов к новой социальной роли в учебно-образовательном процессе
Углубление и закрепление теоретических знаний студентов.
Накопление представлений о характере и содержании деятельности и функциональных обязанностях воспитателя логопедической группы.
Ознакомление с организацией коррекционно-педагогической работы логопедической группы.
Формирование навыков психолого-педагогического изучения детей, обучение фиксации, анализу и обобщению данных, полученных в результате обследования детей.
Формирование умений и навыков организации воспитательно образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Список детей
№ |
Имя ребенка |
Диагноз |
1 |
Андрей Б. |
ОНР - 3 ур., ГДС |
2 |
Женя З. |
ОНР - нач. 2 ур. |
3 |
Вика О. |
ОНР-2 ур. |
4 |
Егор П. |
ОНР-2 ур.с моторной алалией |
5 |
Вера Б. |
ОНР-2 ур.с моторной алалией |
6 |
Ксюша К. |
ОНР-2 ур. |
7 |
Яна Б. |
ОНР-2 ур |
8 |
Полина Т. |
ФФНР со стертая дизартрия |
9 |
Никита Н. |
ФФНР |
10 |
Захар П. |
ОНР-3 ур. |
11 |
Витя М. |
ОНР-2 ур. Со стертой дизартрией |
Расписание занятий.
Дни недели |
Утро |
Вечер |
Пн. |
9.00- ребенок и окружающий мир. Предметный мир + лепка/аппликация 9.40- Музыкальное занятие. |
15.30-15.50- логопедическое занятие -1 подгруппа 16.00-16.20- логопедическое занятие -2 подгруппа |
Вт. |
9.00-9.20 – ФЭМП + конструирование или ручной труд 1 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа 9.30-10.00- ФЭМП + конструирование или ручной труд 2 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа |
15.30- физкультурное занятие. |
Ср. |
9.00-9.25 - логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа 9.40- музыкальное занятие 10.10-10.35- логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа |
16.00- рисование |
Чт. |
9.00-9.20 - рисование + Художественная литература 1 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа 9.30-10.00 - рисование + Художественная литература 2 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа |
|
Пт. |
9.00- 9.20 развитие речи + экологическое 2 подгруппа / логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа. 9.30-9.50- развитие речи и экологическое воспитание 1 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа. 10.05-10.30- физкультурное занятие |
Лексические темы (на период практики).
1 неделя - овощи
2 неделя - фрукты
3 неделя - детский сад
4 неделя - игрушки
5 неделя - человек
6 неделя - КГН
7 неделя – семья.
Календарный план практики.
27.09.2010 |
Знакомство с базой практики; Составление календарного плана на период практики |
28-29.09.2010 |
Изучение состояния предметно-развивающей среды в группе, знакомство с расписанием занятий, режимом дня детей в группе, наблюдение работы воспитателя в различные режимные моменты |
30.09.2010 |
Методический день: изучение документации, которая ведется на группе. |
28.09-1.11.2010 |
Составление психолого-педагогической характеристики группы. |
04.10.2010 |
Проведение зачетного занятия. Лепка. Тема: «Консервированные фрукты». |
05.10.2010 |
Просмотр занятия по ФЭМП. |
06.10.2010 |
Изготовление картотек: «пальчиковой гимнастики», «физкультминуток», «артикуляционной гимнастики» и т.д. |
07.10.2010 |
Просмотр занятия по рисованию. |
08.10.2010. |
Методический день: Разработка конспектов занятий, заполнение дневника практики. |
11.10.2010. |
Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром. |
12.10.2010. |
Методический день: Изучение специальной литературы. |
13.10.2010. |
Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан» |
14.10.2010. |
Методический день: Выпуск памятки для родителей; Написание конспектов. |
15.10.2010. |
Проведение зачетного занятия по развитию речи. Тема: «Детский сад. Профессии». |
18.10.2010. |
Просмотр занятия по лепке. Тема: «Пирамидка» (из колец). |
19.10.2010. |
Проведение зачетного занятия по рисованию. Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» |
20.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по математике. |
21.10.2010 |
Просмотр занятия по конструированию. Тема: «Игрушки» |
22.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по развитию речи. Тема: «Игрушки». |
25.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по валеологии. Тема: «Человек». |
26.10.2010 |
Методический день: Разработка конспектов занятий, заполнение дневника практики. |
27.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по математике. |
28.10.2010 |
Методический день: Подготовка к проведению досугового мероприятия с семьей “СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” |
29.10.2010 |
Проведению зачетного досугового мероприятия с семьей “СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” |
01.11.2010 |
Просмотр занятия по развитию речи. |
02.11.2010 |
Методический день: Изготовление картотеки игр и упражнений для развития речи дошкольников. |
03.11.2010 |
Проведение зачетного занятия по математике. |
08.11.2010 |
Проведение зачетного занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Моя семья. Моя родословная». |
09-13.11.2010 |
Подведение итогов практики: -Заполнение отчетной документации; - Составление сравнительного анализа программного содержания по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой (по возрастным группам) по «Программе воспитание и обучение в детском саду». |
МДОУ ЦРР д./с № 140 «Творчество» находится по адресу пр. Никольский 88 кор. 1. Четыре года детский сад работает как Центр развития ребенка. В своей работе детский сад реализует следующие направления:
- художественно-эстетическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- социально-нравственное;
- познавательно-речевое.
В детском саду работает дружный коллектив высокопрофессиональных педагогов. Среди них:
- воспитатели, работающие на группах детского сада;
- воспитатель по изодеятельности;
- воспитатель по физическому развитию;
- воспитатель по театрализованной деятельности;
- 2 воспитателя по познавательному развитию;
- 3 учителя-логопеда;
- воспитатель по работе с семьей;
- педагог-психолог;
- социальный педагог.
В детском саду работает собственная методическая служба, в которую входят: методист, старший воспитатель, старший логопед.
В МДОУ созданы все условия для успешной работы с детьми. Всего в детском саду 12 групп. В ДОУ работают две логопедические группы и логопункт, где учителя-логопеды оказывают квалифицированную помощь детям в ранней коррекции речи.
Есть группа кратковременного пребывания (2 часа), так называемая адаптационная группа, которую посещают малыши 2-3 лет (не посещающие детский сад).
В группах богатая развивающая среда имеется все необходимое для игр, занятий и тд. Кроме того, есть специально оборудованные помещения для проведения физкультурных и музыкальных занятий, изостудия, «русская изба», «зимний сад», театральная студия; сенсорная комната.
В МДОУ реализуются следующие программы:
1. Основная общеобразовательная (комплексная) программа дошкольного образования М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа обучения и воспитания в детском саду».
2. Парциальная программа Г.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с ОНР».
Детский сад мне очень понравился, в группах уютно, богатая развивающая среда. Хорошее впечатление оставили о себе сотрудники детского сада.
Изучение состояния предметно-развивающей среды в группе, знакомство с расписанием занятий, режимом дня детей в группе, наблюдение работы воспитателя в различные режимные моменты
Для прохождения практики меня направили в старшую логопедическую группу к воспитателю Семушиной Т.А., специалисту высшей квалификационной категории. Она рассказала о своей работе, ознакомила меня с сеткой занятий, познакомила с документацией, которую ведет, провела экскурсию по группе, ответила на мои вопросы.
На основании обобщения изученного материала установлено: для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п.
В группе созданы все условия для полноценной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Пространство группы достаточно светлое, комфортное, оснащено необходимой мебелью. В предметно-развивающей среде группы присутствуют: детские столы и стулья, большой рабочий стол для логопеда и воспитателя, шкафы для пособий и литературы, навесная магнитная доска, фланелеграф. Имеется учебная зона, где находится необходимый дидактический и учебный материал для эффективного проведения работы с детьми. Есть большое настенное зеркало для групповой работы с детьми и маленькие индивидуальные зеркала для каждого ребенка. Имеется полка для индивидуальных папок детей, зеркал и раздаточных пособий, что позволяет детям самостоятельно брать и складывать пособия для работы, приучает их к аккуратности, самостоятельности, готовит их к школе.
Имеется наглядный лексический материал: предметные и сюжетные картинки разного размера для групповой и индивидуальной работы; пособия для формирования фонематических процессов, правильного звукопроизношения, грамматического строя речи, фонематических процессов.
В группе на стене и в удобно расположенных шкафах находятся также пособия для обучения грамоте: навесная азбука, кассы букв и слогов, пеналы со схемами слов и предложений, звуковые линейки, кубики с буквами, пластмассовые буквы, буквари для чтения, карточки и фишки для звукового анализа. Имеются и разнообразные пособия для развития неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, много материала для формирования функции обобщения, картинки для выстраивания логических цепочек. Для развития неречевых процессов также используются разнообразные яркие игрушки, в том числе мягкие; дидактические пособия и мелкий раздаточный материал; звучащие и поющие музыкальные игрушки для развития слуховых ощущений.
Развитие речи и преодоление речевого недоразвития предполагает развитие дыхания и голоса, для чего в группе имеются наборы султанчиков, вертушек, искусственных цветов, есть емкости для воды и игрушки для поддувания: бумажные кораблики, мелкие легкие предметы, легкие птички на ниточке. Для развития мелкой моторики педагогами группы используются различные виды кнопочной, геометрической мозаики, трафареты и шаблоны разной сложности, игровые пособия со шнуровкой, наборы крупных бусин для нанизывания, счетные палочки в пеналах для выкладывания разных узоров, наборы мелких плоскостных предметов (грибы, шишки, яблоки, груши) с отверстиями для продевания нитки или узкой ленты.
Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Проектно-исследовательская деятельность в последнее время приобретет все большую популярность. Данные тенденции связаны как с эффективностью метода, так и с общими тенденциями в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения. Темы, разрабатываемые в рамках экологических ...
Понятие личности
ребенка в аспектах нормы
Сразу же следует оговорить, что сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действит ...
Виды проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.