Одной из главных задач экологического образования на современном этапе является формирование у младшего школьника экологических знаний.
Экологическое образование младших школьников естественно строить через интегрированное обучение.
В отечественной педагогике еще на рубеже XIX-XX вв. была выдвинута идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования экологических знаний учащихся младшего школьного возраста.
Проведем сравнительный анализ по программам Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир», А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - интегрированная. Задачами курса являются:
формирование разнообразных представлений, понятий о природных и социальных объектах и явлениях, знаний о взаимосвязях в системе «человек – природа - общество», развитие целостного восприятия окружающего мира;
формирование общеучебных умений (выделять существенные признаки объекта, сравнивать, обобщать и др.) и коммуникативных умений (участие в диалоге, построение связного повествования и др.);
совершенствование восприятия, мышления, речи;
формирование общей культуры и эрудиции ребенка;
нравственное становление личности, формирование гуманного отношения ко всему живому; умений взаимодействовать с окружающим миром;
развитие эстетических чувств.
Уже из задач курса видно, что ведется работа по формированию экологических знаний.
В данной программе также выделяется принцип экологизации. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через Формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология). Данный принцип реализуется на уроках окружающего мира, на экскурсиях, в ходе проведения практических работ.
Проанализировав программу А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», отметим, что целью курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Описание интернет-учебника "Курс лабораторных
работ по изучению языка HTML"
"Курс лабораторных работ по изучению языка HTML" представляет собой целостную обучающую программу с примерами и контролирующими усвоение материала заданиями и может быть использован как в компьютерном зале на практических занятиях по теме "Интернет-технологии", так и самостоятел ...
Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...
Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального
поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса услов ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.