Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Диагностика и критерии нравственной воспитанности младших школьников

Диагностика и критерии нравственной воспитанности младших школьников

Страница 1

Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности. В последние 25-30 лет появилось большое число публикаций, авторы которых пытаются выделить ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития детей. Преобладает функциональный, «атомарный» подход к моральной оценке воспитанников Н.В. Ефременко, Л.А.Иванова, Н.И. Монахова и др., рекомендующий опираться на достаточно обширные перечни рядоположительных, не связанных в целостную структуру личности нравственных свойств, таких, например. Как трудолюбие, гуманность, коллективизм, честность.

Опыт показывает, что с помощью такого рода измерительных шкал можно получить множество частных, лоскутных сведений об изучаемой личности, но обычно не удается установить ее стержневые особенности как динамичного сложного целого.

Менее широко представлен интегративный подход ( Л.И.Ботович, В.С. Мерлин, А.С. Неймарк и др.). В оценке моральной воспитанности предлагается опираться на какой-то один, максимально широкий критерий, позволяющий выявить и главное нравственное содержание личности, определяющее общую линию ее поведения.

Оптимальным в этой связи правомерно признать принцип комплексного, интегрально-аналитического изучения личности, объединяющий достоинства обоих подходов и способный преодолеть как механистичность функциональных оценок нравственной сферы, так и недостатки интегральных критериев, забывающих о специфике ее отдельных слагаемых и часто страдающих неконкретностью.

Назначение синтетического познания личности указывал в свое время А.С. Макаренко. Он считал, что необходимо стремиться к овладению синтезом, целым, неразложимым человеком , добиваясь совершенствования данной личности в целом. Основополагающая роль целостного подхода в исследовании сложных психических свойств признается также нашими физиологами (П.К. Анохин, И.П. Павлов) и психологами ( Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев и др.).

Наиболее адекватной необходимо признать, на наш взгляд, категорию «моралдьная направленность личности». Как показали Л.И. Ботович, З.И. Васильева, Т.Е. Конникова и другие исследователи, именно это моральное свойство глубже и ярче всего отражает нравственную специфику человека, стержневые особенности его мотивационной структуры.

Ученые выделяют два основных типа направленности: положительную – собственно нравственную, и аморальную.

Обобщив современные предстваления о содержании зрелых форм положительной моральной направленности, можно считать, что ее определяющими чертами являются:

приверженность принципам демократичного гуманного общества и общечеловеческим моральным ценностям.

Гражданственность.

Действенный патриотизм.

Межнациональная доброжелательность.

Стремление к добросовестному, социально направленному труду.

Материалы педагогических наблюдений показали, что основные различия у воспитанников проявляется не только в нравственном или этически неприемлемом поведении, но еще и в том, насколько устойчива или насколько прочна сложившаяся у данного индивида структура мотивации.

Анализ возможных типов направленности позволяет выделить в качестве главных синтетических единиц «измерения» три позитивные разновидности:

Малоустойчивая.

Устойчивая.

Высокоустойчивая,

и три соответственно противостоящих им негативных укстремления личности:

1. Первая характеризуется преобладанием в мотивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны. Их реализация нуждается в систематическом педагогическом подкреплении.

2. Вторую отличают достаточно прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, которые проявляются в устойчивой способности к самостоятельному (свободному) нравственно должному поведению в обычных условиях, т.е. в типичных жизненных обстоятельствах, не осложненных какими-либо особо сильными внутренними или внешними препятствиями.

3. Третья воплощает в себе наивысший, эталонный уровень нравственного развития личности. Она проявляется в ее способности высоконравственно поступать как в повседневных, обычных жизненных, так и в труднейших ситуациях, требующих от нее максимальной личной самоотдачи во имя нравственного должного.

Роль нравственного сознания в формировании личности ребенка приобретает особое значение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте ребенок включается в новую систему общения, в которой возникают новые требования к поступкам, отношениям, качествам человека.

Формирующийся опыт нравственных отношений ребенка в среде его сверстников играет чрезвычайно важную роль не только для развития понимания качеств личности, отношений и поступков человека, но и для становления нового отношения к себе, осознания своих собственных качеств как личности.

Исследования психологов показывают, что с уровнем осознания личностных качеств (своих и сверстников) в определенной мере связано и само формирование этих качеств. Изучив теоретические и психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания младших школьников через народную педагогику, нами была проведена экспериментальная работа по данной проблеме. Ее задачей является определение критериев нравственной воспитанности и выявление воспитательных возможностей средствами и методами народной педагогики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Для детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенк ...

Цикловое планирование занятий
Профессия учителя, педагога – творческая профессия. Справедливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он преподает, но и педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания ...

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
В данном пункте раскрывается методика формирующего эксперимента детей трех средних групп: 1-я экспериментальная (1ЭГ), 2-я экспериментальная (2ЭГ) - 3 и контрольная группа (КГ). Наше обучение опиралось на результаты исследований, проведенных ранее в лаборатории развития речи Института дошкольного в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0446