Анализ программы
1. Общие сведения о программе.
Программа общеобразовательных учреждений (трудовое обучение) 1-4, 5-11 классы. Программа подготовлена научным коллективом «Технология». Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2006. – 240 с.
Раздел: Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов (О.А. Кожина)
2. Цели и задачи изучения раздела.
Цель изучения раздела – способствовать формированию знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. [, с. 5]
Кроме общих задач предмета «Технология», перечисленных в введении при изучении этого раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи:
Развитие художественной инициативы.
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
Воспитание уважения к народным традициям и обычаям.
Ознакомление учащихся с профессиями по обработке ткани
3. Связь целей обучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Место раздела в структуре технологической подготовки учащихся.
Цель данного раздела является составной частью общей цели технологии. Данный раздел направлен на формирование у учащихся качеств творчески думающей личности, формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Раздел «Технология обработки ткани» поможет реализовать такие задачи технологии как:
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
воспитание трудолюбия, коллективизма, ответственности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требования дизайна.
Тематический план изучения раздела
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
1 2 |
Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука) Конструирование и моделирование фартука Технология изготовления фартука |
24 6 18 |
5. Анализ реализации дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа.
Для успешного достижения целей изучения раздела необходимо руководствоваться следующими принципами обучения:
Принцип наглядности
Суть принципа заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-нравственный опыт. На уроках по технологии обработке ткани используется множество средств наглядности: красочные плакаты с изображением готовых изделий, схемы и технологические карты подробно описывающие ход работы. На уроки по изучению данного раздела непременно присутствует демонстрация учителем приемов труда: способы пришивания, технология выполнения швов, обработка края на осыпающейся ткани и др.
Принцип систематичности и последовательности
Суть его заключается в изучении учебного материала в последовательности, отражающей логику науки, процесса, формирования технических навыков. Сначала изучаются виды швов, затем – способы их выполнения, способы пришивания, и только потом правила ухода за изделиями. Обязательным является повторение пройденного на предыдущем занятии материала.
Принцип доступности и посильности
Учебный материал по своему объему, научности и глубине должен соответствовать посильным возможностям учеников, а практические занятия должны выполняться исходя из уровня трудовой и физической подготовки учащихся. В 5-ом классе учащиеся могут освоить большой по объему учебный материал. Но нельзя забывать об избирательности внимания ребенка. Необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы у ребенка не было желания отвлекаться на другие дела. Интересное дело, интересный урок способны так захватить детей, что он с увлечением работает весьма продолжительное время.
Принцип сознательного и активного участия учащихся
в процессе обучения
Означает ясное понимания учащимся конкретных целей работы, осмысления им явлений и фактов, умение применять знания на практике. Активность учащихся предполагает их стремление к овладению знаниями, к развитию самостоятельности. Для реализации этого принципа не требуются особые усилия, так как из психологии известно, что с общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они постепенно переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим, глубоким знаниям, которые приобретают личностный смысл.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме воспитания трудолюбия младших школьников
На основе вышеизложенного проводился эксперимент на базе начальной школы – детского сада № 3 города Кизела. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 «Б» класса, работающие по традиционной программе (Плешаков А.А. «Окружающий мир»). Эксперимент включал в себя три компонента: 1.Констатирующий эксп ...
Педагогические условия эффективного развития креативности
Наиболее оптимальным развитие креативности представляется в педагогическом процессе в том числе и на уровне школы. Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечить условия безопасности для творчества детей в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление воп ...
О введении иностранного языка в младшей школе
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способност ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.