Для изучения раздела Технология обработки ткани подойдут следующие словесные методы обучения:
Рассказ. В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию. Этот метод применяется в обучении технологии при сообщении учащимся сведений, не требующих раскрытия сущностей отдельных технологических явлений или процессов.
Требования к рассказу:
достоверность;
доступность;
логическая последовательность;
доказательность;
эмоциональность;
лаконичность;
соответствие целям и практическим задачам.
В рассматриваемом разделе нужно рассказать учащимся об основах материаловедения, организации рабочего места для выполнения ручных работ, инструментах и приспособлениях, истории создания швейной машины. Наиболее красочно следует рассказать об особенностях конструирования и моделирования изделия. Обязательно нужно рассказать об уходе за одеждой.
Во время рассказа используется большое количество примеров и иллюстраций из практического опыта учащихся. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае учитель знакомит детей с конкретными объектами техники и производства постепенно переходя к обобщению; во втором – наоборот, от общего к частным примерам; в третьем – подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их возникновения.
Объяснение – это разновидность рассказа, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Также может сопровождаться вопросами к учащимся и диктовкой для записи определений. Необходимо объяснить конструкцию инструментов, приспособлений, свойства материалов и правила построения технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т.п.
При объяснении технических явлений очень важен умелый подбор фактов , доступных для понимания учащимися, проведение сравнений с уже известными понятиями. Требования к объяснению:
учебный материал характеризуется строгой логической последовательностью, взаимосвязью и взаимообусловленностью понятий, большим количеством логических операций;
материал по объему должен быть небольшим;
высокий уровень сложности материала.
На занятиях по изучению раздела Технологии обработки ткани необходимо объяснение о видах машинных швов, снятии мерок, этапах выполнения проекта, выборе и обосновании проекта, правильном подборе размеров, фактуре в зависимости от назначения, модели и ткани; объяснение способов обработки края у осыпающихся и недосыпающихся тканей. Также следует объяснить как выполняется окончательная отделка изделий из разных тканей: лен, хлопок, крепдешин, вискоза и др.
Рассказ и объяснение относятся к числу тех методов, при которых доминируется пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору и т.п.). При этом, как правило отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного. Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.
Беседа может применяться на различных этапах урока. В начале она помогает учащимся установить связь предыдущими знаниями. В ходе выполнения практических работ с помощью вопросов и ответов на них учитель передает дополнительную информацию. После окончания работы проводят итоговую беседу, в ходе которой учащиеся обсуждают работы, учатся критически относиться к результатам своего труда. Убедительность беседы повышается в том случае, когда она сопровождается демонстрацией. Эффективность зависит от того, как будут сформулированы вопросы к детям. Вопросы могут быть: основными, дополнительными, наводными. Основные вопросы требуют от учащихся раскрытия ведущих положений учебного материала, их описание и обоснование. Дополнительные – касаются конкретизации отдельных фактов и явлений. Наводящие вопросы помогают припомнить учащимся материал для ответа на основные и дополнительные вопросы.
При изучении данного раздела используются влажно-тепловые работы изученные ранее, поэтому можно задать вопросы на повторение и вместе с учащимися (в ходе беседы) вспомнить основное оборудование для выполнения влажно-тепловых работ – утюг и утюжная доска. Также при выполнении влажно-тепловых работ необходимо помнить правила техники безопасности. Наиболее простым видом беседы является опрос по теоретической части материала, изученного на прошлом занятии: как обрабатывается край у осыпающихся тканей; как правильно ухаживать за изделиями и т.д. Особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопроса – такая беседа называется эвристической, она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников. Учитель может поставить такую проблему для беседы (дискуссии): выбор и обоснование проекта. Для учащихся такая учебная дискуссия может быть очень занимательна и интересна, она способствует развитию идей для проектной работы.
Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных
технологий на уроках биологии в средней школе
Общие методические правила развивающего образования На уроках создается психологический комфорт с помощь следующих основных условий: уважительного общения, соблюдением учителем и учащимися школьных правил, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащ ...
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удоб ...
Виды дидактических игр
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.