Педагогика и образование » Методика изучения раздела "Технология обработки ткани" в 5 классе » Содержание технологического образования школьников

Содержание технологического образования школьников

Страница 5

Для изучения раздела Технология обработки ткани подойдут следующие словесные методы обучения:

Рассказ. В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию. Этот метод применяется в обучении технологии при сообщении учащимся сведений, не требующих раскрытия сущностей отдельных технологических явлений или процессов.

Требования к рассказу:

достоверность;

доступность;

логическая последовательность;

доказательность;

эмоциональность;

лаконичность;

соответствие целям и практическим задачам.

В рассматриваемом разделе нужно рассказать учащимся об основах материаловедения, организации рабочего места для выполнения ручных работ, инструментах и приспособлениях, истории создания швейной машины. Наиболее красочно следует рассказать об особенностях конструирования и моделирования изделия. Обязательно нужно рассказать об уходе за одеждой.

Во время рассказа используется большое количество примеров и иллюстраций из практического опыта учащихся. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае учитель знакомит детей с конкретными объектами техники и производства постепенно переходя к обобщению; во втором – наоборот, от общего к частным примерам; в третьем – подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их возникновения.

Объяснение – это разновидность рассказа, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Также может сопровождаться вопросами к учащимся и диктовкой для записи определений. Необходимо объяснить конструкцию инструментов, приспособлений, свойства материалов и правила построения технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т.п.

При объяснении технических явлений очень важен умелый подбор фактов , доступных для понимания учащимися, проведение сравнений с уже известными понятиями. Требования к объяснению:

учебный материал характеризуется строгой логической последовательностью, взаимосвязью и взаимообусловленностью понятий, большим количеством логических операций;

материал по объему должен быть небольшим;

высокий уровень сложности материала.

На занятиях по изучению раздела Технологии обработки ткани необходимо объяснение о видах машинных швов, снятии мерок, этапах выполнения проекта, выборе и обосновании проекта, правильном подборе размеров, фактуре в зависимости от назначения, модели и ткани; объяснение способов обработки края у осыпающихся и недосыпающихся тканей. Также следует объяснить как выполняется окончательная отделка изделий из разных тканей: лен, хлопок, крепдешин, вискоза и др.

Рассказ и объяснение относятся к числу тех методов, при которых доминируется пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору и т.п.). При этом, как правило отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного. Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.

Беседа может применяться на различных этапах урока. В начале она помогает учащимся установить связь предыдущими знаниями. В ходе выполнения практических работ с помощью вопросов и ответов на них учитель передает дополнительную информацию. После окончания работы проводят итоговую беседу, в ходе которой учащиеся обсуждают работы, учатся критически относиться к результатам своего труда. Убедительность беседы повышается в том случае, когда она сопровождается демонстрацией. Эффективность зависит от того, как будут сформулированы вопросы к детям. Вопросы могут быть: основными, дополнительными, наводными. Основные вопросы требуют от учащихся раскрытия ведущих положений учебного материала, их описание и обоснование. Дополнительные – касаются конкретизации отдельных фактов и явлений. Наводящие вопросы помогают припомнить учащимся материал для ответа на основные и дополнительные вопросы.

При изучении данного раздела используются влажно-тепловые работы изученные ранее, поэтому можно задать вопросы на повторение и вместе с учащимися (в ходе беседы) вспомнить основное оборудование для выполнения влажно-тепловых работ – утюг и утюжная доска. Также при выполнении влажно-тепловых работ необходимо помнить правила техники безопасности. Наиболее простым видом беседы является опрос по теоретической части материала, изученного на прошлом занятии: как обрабатывается край у осыпающихся тканей; как правильно ухаживать за изделиями и т.д. Особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопроса – такая беседа называется эвристической, она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников. Учитель может поставить такую проблему для беседы (дискуссии): выбор и обоснование проекта. Для учащихся такая учебная дискуссия может быть очень занимательна и интересна, она способствует развитию идей для проектной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Критерии оценки эффективности процесса реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование – э ...

Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет – экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы – 20 человек. Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительн ...

Основные проблемы воспитания самостоятельности музыканта
За последние десятилетия обучение пианистов в музыкальных учебных заведениях заметно улучшилось. Поступающие в училище свободно справляются с произведениями значительно более трудными, чем это предусмотрено программой ДМШ. Однако зачастую вскоре выявляется, что, будучи хорошо подготовленными пианис ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0113