Педагогика и образование » Методика изучения раздела "Технология обработки ткани" в 5 классе » Содержание технологического образования школьников

Содержание технологического образования школьников

Страница 6

Суть обучающего характера беседы заключается в том, что ученики, отвечая на вопросы учителя, анализируют и сопоставляют известные им факты. Знания учащихся закрепляются, углубляются, систематизируются.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Правила, которыми следует руководствоваться:

информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

нецелесообразно показывать объекты или приемы уже знакомые детям;

организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях;

не увлекаться показом большого количества средств наглядности;

показ реальных или условных изображений должен отражать наиболее существенные стороны; не должно быть лишнего;

если необходимо показать несколько пособий, то их выносят по мере надобности;

учитель должен обязательно руководить восприятием учащимися показываемых объектов, явлений и приемов. Это достигается сочетанием показа с объяснением;

для проверки правильности восприятия, развития наблюдательности и активности учитель задает вопросы и дает задание на описание объекта или изображения.

Демонстрация наглядных пособий. Существует несколько способов предъявления средств наглядности:

демонстрация;

зарисовка на доске;

вывешивание плакатов;

применение ТСО;

выдача раздаточного материала.

При изучении раздела Технология обработки ткани учитель может продемонстрировать готовые изделия. На доске можно изобразить схематично виды машинных швов. Плакаты с изображением бытовой швейной машины, видами ручных стежков и строчек помогут детям с помощью зрительной памяти лучше запомнить терминологию.

Эффективность средств наглядности зависит от их соответствия целям и задачам обучения, этапам урока, объему содержания и дидактическим характеристикам информации, уровню развития пространственного мышления. Эффективность также зависит от места расположения, освещенности, видимости со всех точек кабинета и степени подготовки учащихся к восприятию средства наглядности.

Показ трудовых приемов. Применяется определенная методика:

показ трудового процесса в рабочем темпе;

показ его в замедленном темпе;

показ в замедленном темпе с остановкой после каждого приема, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;

заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;

проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Для того чтобы показ способствовал быстрому формированию умений и навыков он должен отвечать ряду требований:

показ должен быть квалифицированным, т.е. образцовым;

учитель должен направлять внимание ребят на главные, наиболее существенные стороны действия, обосновать целесообразность именно таких движений;

необходимо сочетать показ с объяснением;

На уроке следует придерживаться следующего порядка демонстрации трудовых приемов: сначала нужно объяснить сущность предстоящей операции, какими инструментами она выполняется. Затем следует показать выполнение самой операции.

В рассматриваемом разделе демонстрация трудовых приемов применяется повсеместно. Это и правильность выполнения машинных работ, снятия мерок для построения чертежа выкройки, конструирования и моделирования, окончательная отделка и обработка изделия и другое.

Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от природы обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Первый этап (применение подготовительных упражнений) рассчитан на выработку правильной позы, умение держать инструмент, координацию движений и т.д. Предполагается, что в 5 классе эти приемы уже известны и отработаны. Поэтому разумнее перейти к следующему этапу: самостоятельная работа учащихся. Самостоятельность учащихся проявляется в использовании инструкционных карт, самостоятельный разбор схем и чертежей, подбор режимов работы, личный контроль качества (проверка) готовой продукции.

К самостоятельным практическим работам в изучаемом разделе можно отнести: выполнение ручных стежков и строчек, знакомство с бытовой швейной машиной, выполнение машинных строчек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Характеристика системы образования Франции
Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных з ...

Сочинение как вид творческой работы
«Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии» В. Сухомлинский. Сочинение - творческая работа. Школьники любят сочинение, любят за его творческий ха ...

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы
Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и воспитании их нравственности. На этапе последнего контрольного эксперимента мы использовали те же методы диагностики, что и в первом констатирующем эксперименте: бе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0115