6 фаза - социально-педагогический мониторинг включает в себя постоянное наблюдение за развитием взаимодействия образовательного учреждения и семьи (в системах «родители - дети», «педагоги – дети», «педагоги - родители»), анализ, оценку получаемых результатов, благодаря чему уточняется созданная ранее программа и план взаимодействия.
7 фаза - рефлексия подразумевает критический анализ и оценку результатов взаимодействия образовательного учреждения и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга. На этой фазе важно определить, достигнуты ли запланированные цели. Для стимулирования рефлексии подходят такие методы как «Разговор на бумаге», «Точка зрения», «Лист обратной связи», «Неоконченные предложения» и др.
Чрезвычайно важными характеристиками продуктивного взаимодействия являются ответственность и активность.
Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия, как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей.
Как известно, под активностью в системах «человек – человек» понимается поведение социальных субъектов (личности, группы, общности), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их личностную структуру. Применительно к системе «школа - семья», активность - это поведение педагогов, родителей (а также других членов семьи) и детей, определяющее развитие личности, как воспитывающего взрослого, так и ребенка.
Переход от ограничивающего взаимодействия к развивающему, продуктивному взаимодействию затрагивает все уровни управления образовательного учреждения, к которым относятся: директор, Совет образовательного учреждения, Совет педагогов; заместители директора, медико-психолого-педагогическая служба; педагоги (учителя), специалисты дополнительного образования, коллектив родителей; детский коллектив.
Переход к новому качеству взаимодействия с семьей возможен, если усилия каждого участвующего в управлении субъекта, будут направлены на преодоление разрыва между существующими и необходимыми отношениями с семьей, а также, что очень важно, достигнутыми и востребованными результатами развития детей и воспитывающих взрослых. Критериями развивающего, продуктивного взаимодействия образовательного учреждения и семьи, на наш взгляд являются:
– ценностное отношение друг к другу (открытость к взаимодействию через развитие демократического климата в учреждении; согласие, терпимость и толерантность (принятие культурных отличий); признание самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых);
– информированность сторон (семейной и общественной) об особенностях развития систем воспитания (о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости; о достижениях систем в воспитании детей; об услугах, оказываемых в образовательном учреждении семье и о возможности оказания услуги образовательному учреждению семьей);
- включенность в совместную деятельность (совместное выявление специалистами и родителями достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка; совместная проектная деятельность в контексте актуальных проблем воспитания; совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация.
В системе современной педагогической деятельности на первый план выдвигается диагностика как обязательный ее компонент и как условие безошибочного планирования, прогнозирования, организации и осуществления педагогического процесса. Изучение личности учащегося как целостного феномена предполагает диагностику не только его внутренних качеств, но и системы отношений с внешним миром. В числе последних - отношения в системе «учащийся - семья».
Мы предлагаем педагогическую диагностику проводить по трем направлением:
1) диагностика типа семьи (по специфике десоциализирующего влияния, по характеру воспитательных ошибок),
2) диагностика отношений в подсистеме «учащийся – родители»,
3) диагностика отношений в подсистеме «учащийся – другие члены семьи».
Диагностику межличностных отношений в семье необходимо предварить исследованием типа семьи. Каждый тип семьи определенным образом влияет на поведение, психическое состояние, уровень развития ребенка. Поэтому при изучении типа семьи для педагога представляют интерес характер и степень этого влияния.
На первом месте стоит диагностика типа семьи по функциональной состоятельности. Функционально состоятельные семьи самостоятельно справляются с воспитанием детей, а дети не являются, с педагогической точки зрения, проблемными, и диагностика внутрисемейных отношений существенно облегчается. Если семья признана функционально несостоятельной, то необходима дальнейшая диагностика типа семьи по специфике десоциализирующего влияния. Согласно этой типологии, выделяются семьи с прямым десоциализирующим влиянием и семьи с косвенным десоциализирующим влиянием. К первой группе относятся криминально-аморальные и асоциально-аморальные семьи. Большую сложность для педагогической диагностики представляют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием. К ним относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи. Выбор нравственных ориентиров у детей в таких семьях носит случайный характер, поскольку родители этим процессом не управляют.
Взаимодействие педагогического и ученического коллективов
Воспитательный коллектив школы представляет собой тесное единство педагогического и ученического коллективов; их существование друг без друга, в отрыве друг от друга невозможно. Следовательно, их взаимодействие, взаимовлияние несет объективный характер. Однако это взаимодействие особого рода, так к ...
Управление в логистических системах
В крупных логистических системах формируются свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического управления, нужно максим ...
Общие сведения о высшем образовании в Бельгии
За образование в Бельгии отвечают французское, фламандское и немецкое сообщества. Обучение обязательное и бесплатное для всех детей в возрасте с 6 до 16 лет и в вечерних школах до 18 лет. Неграмотность практически ликвидирована. Половина бельгийских детей посещают частные школы, большая часть из ко ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.