В разные периоды жизни семьи отношения между родителями и детьми могут варьировать. К примеру, проблемы, вызванные отставанием родителей за возрастной динамикой детей, могут разрешиться позже, если родители захотят изменить тактику своей воспитательной деятельности. Или, если в подростковом возрасте ребенок категорично не соглашается с родителями во всем, в старшем школьном возрасте он вдруг осознает преимущества их жизненного опыта, снисходительнее относится к их слабостям. Чрезмерно занятые родители, к примеру, поменяв или потеряв работу, могут вдруг переосмыслить свои ценностные ориентации и начнут уделять больше внимания детям.
Дистантные проявления характера отношений между родителями и детьми. У детей, к которым родители относятся уважительно, заметно высокое чувство собственного достоинства, они открыто высказывают свои мнения, чувствуют спокойную уверенность в своих силах.
Ребенок-кумир командует всеми и не допускает своей неправоты ни в чем. Он любит привлекать к себе всеобщее внимание, часто во вред уроку. В спорах ему важна не истина, а победа любым способом.
Подавляемый родителями ребенок нерешителен, готов скорее согласиться с чужим мнением, чем спорить. Такой ребенок не стремится к высоким результатам, потому что не верит в их возможность. При этом сильно тревожится от возможных неудач в учебе, боится совершить проступок. Он тянется к лидерам класса, если они относятся к нему терпимо, очень дорожит их добрым расположением.
Школьник, который внутренне протестует против личных недостатков родителей, всеми силами стремится показать свои достоинства, заслужить уважение тех, кого считает представителями более благополучных семей.
Учащийся, который лишен возможности делиться с родителями сокровенным, очень дорожит дружбой с отдельными (чаще с одним) одноклассниками, привязывается к ним; боясь разлада, идет на всевозможные уступки. Дети очень занятых родителей часто ищут возможности личного общения с учителем, пытаясь таким образом компенсировать недостаток родительского внимания. Их также отличает стремление как можно больше времени провести вне дома. Так себя ведут также дети, которые отрицают родительские позиции по любому вопросу. При этом варианте отношений может наблюдаться также демонстративное отвержение общепринятых норм поведения, правил морали и т.д.
Учащиеся, которые протестуют против личных недостатков родителей, ведут себя подчеркнуто правильно, но при этом замкнуты, не уверены в себе, избегают разговоров о семье. Дети, враждебно настроенные к родителям, проявляют недоверие ко всем взрослым, в том числе и учителям. Поэтому они отдаляются от общественной жизни класса и школы, смиряются с положением худших членов коллектива. Они легче вливаются в группировки, ведущие антиобщественный образ жизни, поскольку не боятся быть там отверженными.
Контактная диагностика отношений в системе «родители - дети». Вопросы, при помощи которых можно установить характер отношений родителей и детей, можно условно разделить на пять групп. Первая группа вопросов - о том, где и как школьник предпочитает проводить свое свободное время. Вторая группа вопросов - о том, как поведет себя школьник, оказавшись перед трудноразрешимой проблемой. Третья группа вопросов - о поведении учащегося в случае большого успеха, большой радости. Четвертая группа вопросов - о том, как он переживает свои личные неудачи: в учебе, в отношениях с друзьями и т.д. Пятая группа вопросов - о его личном опыте: есть ли он у него, как обретался и как пополняется.
Педагог может также предложить учащемуся поговорить об общечеловеческих проблемах и ценностях, на нравственно-этические темы, о предмете его увлечений. Характеристикой отношений между учащимся и его родителями станет то, насколько часто и каким образом он в своих ответах будет упоминать родителей или ссылаться на них.
Диагностика отношений в подсистеме «учащийся - другие члены семьи»
Поведение учащегося и его характерные черты во многом зависят от того, каким по счету ребенком он является в семье, какие у него отношения с другими детьми. В случае, когда родители придают большое значение межличностным отношениям внутри семьи, заботятся о взаимопонимании между ее членами, учитывают доминантные склонности своих детей, статус и поведение ребенка не зависят от того, каким по счету он родился. Но, когда родители не вникают во все сложности, связанные с развитием межличностных отношений между их детьми, не учитывают особенностей их статуса в семье, отношения развиваются по пути, предначертанному природой. То есть в поведении и характере каждого ребенка находят отпечатки того, какое положение он занимает в семье.
Дистантные проявления межличностных отношений в подсистеме «учащийся - другие члены семьи». У единственного ребенка наблюдаются: эгоцентризм, трудности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он не умеет слушать, не проявляет интереса к достоинствам, достижениям, успехам и неудачам других. Единственные дети в оценке окружающих бескомпромиссны, категоричны.
Влияние Болонского процесса на содержание современного российского
образования
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавш ...
Способы разрешения конфликта
Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а пото ...
Психологические особенности формирования личности младшего школьника
В данном параграфе будут отражены основные характеристики формирования личности младших школьников и их психологические особенности. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую сист ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.