Чтобы выбрать верное направление в педагогическом взаимодействии с семьей, необходима диагностика типа семьи по характеру воспитательных ошибок. Данная типология семей основывается на стилях воспитания, применяемых родителями: стиль круговой обороны воспитания; попустительско-снисходительный, педантично-подозрительный; жестко-авторитарный; увещевательный; непоследовательный; отстраненно-равнодушный; «кумир семьи».
Дистантная диагностика типа семьи заключается в наблюдении за поведением, привычками, характерным психическим состоянием учащегося. Спокойные, уравновешенные дети с лексиконом, соответствующим нормам литературного языка, как правило, демонстрируют признаки хорошего воспитания: вежливы, аккуратны, справедливы, чутки к окружающим. На учебных занятиях они внимательны, активны и увлечены работой. Это дети из функционально состоятельных семей. У детей из функционально несостоятельных семей наблюдаются разнообразные проявления недостатка воспитания. Первое, что в них замечается, - отсутствие ответственности за свое поведение и поступки. Присутствие в лексиконе грубых слов, оскорбительных для адресата интонаций и выражений - свидетельство низкой общей культуры. Это может быть результатом низкой культуры родителей или формой протеста против снобизма, царящего в семье. Раскованность, неограниченная свобода действий могут быть результатом и чрезмерного ограничения со стороны родителей, попустительского их отношения к поведению ребенка. Школьника также достаточно наглядно характеризует его отношение к общественным поручениям: старается любым путем переложить поручение на другого; цинично игнорирует задание или старается быстрее от него отделаться, не заботясь о качестве результата; добросовестно выполняет; во что бы то ни стало стремиться сделать свою работу достоянием гласности; требует публичного одобрения и т.д. По этим признакам можно определить ценностные ориентации, отношение к среде, к труду, нравственные ориентиры, формируемые в семье, и т.д. Внешний вид учащегося - опрятный или неряшливый - тоже довольно яркая характеристика его семейного воспитания.
У детей из функционально несостоятельных семей наблюдается эмоциональная нестабильность. Тревожность, страх, неуверенность могут иметь различные предпосылки, а потому должны стать сигналом для более тщательной диагностики типа семьи школьника. Самоуверенность, эгоизм, жестокость могут свидетельствовать об ошибках в воспитании ребенка, а потому требуют диагностики типа семьи по характеру воспитательных ошибок. Жадность и щедрость, романтичность и прагматичность - крайности, которые тоже в какой-то мере характеризуют тип семьи ребенка. По тому, что испытывает провинившийся ребенок - раскаяние, стыд или уверенность в своей непогрешимости, - можно сделать первоначальные выводы о стиле его воспитания в семье.
Контактная диагностика типа семьи. Тип семьи может диагностироваться путем письменного опроса или беседы. Причем, должны использоваться косвенные вопросы, об истинной цели которых испытуемый не должен догадываться. А для этого педагогу необходимо знать, какая информация и для каких целей ему требуется. При опросе учащихся могут быть использованы вопросы относительно совместного отдыха с родителями, семейных праздников. Очень информативны вопросы о том, как отнесутся/отнеслись родители к проступкам (совершенным или возможным) своих детей, как они реагируют на плохие их отметки. Вопросы о том, как родители относятся к друзьям своих детей, кто их выбирает, как поступают относительно «неподходящих» друзей, дают представление и о стиле взаимодействия родителей и детей, и о нравственных ориентирах, и о культуре общения в семье. Можно спросить, чего больше всего боится школьник в случае совершения им какого-то проступка или получения им плохой отметки. Об отсутствии или наличии доверия к родителям могут свидетельствовать ответы на альтернативные вопросы, к кому ребенок обратится за советом, если окажется в затруднительном положении; какие наставления родителей уже подтвердились в жизни и т.п. Вопрос о том, кому учащийся хочет подражать, кого он считает кумиром, поможет выяснить, насколько авторитетны для учащихся их родители.
Диагностика отношений в подсистеме «учащийся - родители
В подсистеме «родители - дети» исследователь выделяет девять вариантов отношений: взаимное уважение и потребность во взаимном общении; отчуждение при внешнем благополучии; чрезмерный контроль внутреннего мира ребенка; недостаточное внимание родителей к проблемам детей; полное неприятие ребенком родительских позиций; конфликтные отношения из-за личных недостатков родителей; отношения по типу «холодная война»; расхождение педагогических позиций матери и отца; полное взаимное отчуждение и вражда между родителями и ребенком.
Духовность как нравственная основа личности
Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных ...
Индивидуально–дифференцированный подход в системе образования детей с
нарушениями зрения
Перед каждым учителем, работающим с детьми с нарушениями зрения, возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевыми из них являются следующие: - как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; - как сохранить и укрепить здоровье р ...
Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики
Начало ХХ века было отмечено резким ростом неудовлетворенности педагогической общественности положением дел в сфере российского образования. Требования усилить внимание по "всему русскому" в программах и учебных пособиях выдвигали и либерально-демократические деятели общественно-педагогич ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.