Заглянув в словарь С.И Ожегова, можно найти три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.
В последнее время в общественных науках также появился новый термин «толерантность», который изначально переводится с латинского (tolerantia) как «терпение», однако в отечественной науке под ним понимается новое понятие. Разберемся, что входит в это понятие. Как толерантность связана с терпением и почему эти понятия не являются синонимами? Какой должна быть толерантная личность? Можно ли сформировать толерантность у другого человека? Должен ли учитель всегда быть толерантным?
Есть мнение, что мы можем научить только тому, что хорошо умеем и понимаем. Насколько педагог сегодня терпим? Представляется, что терпение, несомненно, является одним из значимых качеств личности педагога. Учитель должен быть терпимым по отношению к своим ученикам, коллегам, родителям, школьной администрации и т.д. Учитель должен иметь много терпения. Иначе, если ученики выведут его из себя, это будет опасно и для детей и для самого учителя.
Однако терпение только одна из сторон толерантности. Г. В. Бюзелева выделяет еще пять значений понятия толерантность в современной науке.
Вторая грань толерантности заключается в адаптации человека к окружающим. Под адаптацией подразумевают отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация является результатом активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Адаптация основана на том, что личность регулирует свое поведение, исходя из взаимодействия с другими людьми (принимает общественные нормы, действует в соответствии с ними, разделяет те или иные общественные ценности). Адаптация тесно связана с волевыми качествами, мышлением, системой ценности личности. Толерантность является не только формой проявления успешной адаптации, но и ее условием.
Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу, конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.Четвертое значение связано с понятием допущения, позволения. Толерантность означает призвание того, что есть люди во многом отличные от нас, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, другие способы на иные эмоциональные способы реагирования. Однако за этой трактовкой может скрываться пассивное терпение и безразличие, которое трудно назвать толерантностью.
Пятое значение: толерантность как принятие. В отличие от четвертого значения (допущение), принятие характеризуется направленностью на другого. Принятие – условие для продолжения взаимодействия.
Шестое значение: стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это понимание толерантности как активного принятия многообразия, результатом которого становится сотрудничество, конструктивный диалог, помощь.
Рассмотрим различные подходы к определению понятия «толерантность». Споры о терминологии начинаются с перевода понятия на русский язык. Одни ученые считают, что адекватным русским словом является термин «терпимость», но другие видят в нем излишний уклон в сторону терпения, и в этом коренное противоречие с самим понятием «толерантность», так как терпение можно определить как социально-психологическую черту человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Ближе всего, по мнению А. Б. Суслова и Д. П. Поносова, к пониманию этого термина находится слово совместимость, которое не только показывает рамки или границы такого взаимодействия. В то же время необходимо подчеркнуть, что совместимость отнюдь не означает тождественности.
Проблема развития креативности младших школьников
Креати́вность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а т ...
Культурно–исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в
России
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко – культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально – экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно – этические представления о человеке и человеческих ценностях. Если говори ...
Педагогические технологии и их виды
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких зад ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.