Неактуализированный этнокультурный статус – это безразличное отношение к этническим культурам, в которые «погружена» личность .
Аффилиация – (от английского «to affiliate» — присоединять, присоединяться) — стремление человека быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.
Г. Триандисом этническая аффилиация определяется тремя критериями: подчинение индивидуальных целей групповым, выраженная идентификация со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы как продолжение самого себя.
Под этнической аффилиацией далее будет подразумеваться «стремление человека принадлежать к какому-либо этносу.»
Воспитание толерантности является одной из важнейших частей гражданского образования, направленного на формирование ценностей демократической культуры прав человека, культуры мира и толерантности.
Г.В. Бюзелева, Г.М. Шеламова выделяют основные положения педагогики толерантности:
Формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания учащихся.
Культура общения, как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства.
Синергетическое мышление, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека.
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «учитель - ученик».
В качестве основных принципов педагогики толерантности выделяют следующие:
Принцип доверительного сотрудничества – установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, с одной стороны, и учащимися, с другой;
Принцип экологии взаимоотношений – обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;
Принцип правоведения – формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;
Принцип синерегетизма обеспечивает развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;
Принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия. Творческий подход к использованию принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности всего образования, а также создает благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других сферах социальных отношений.
Педагогика толерантности предполагает:
Развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию;
Формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;
Развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;
Осуществление коррекции самооценки;
Формирование профессионально значимых качеств: эмпатии и рефлексии, способствующих толерантному общению;
Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;
Освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.
Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Педагог должен понимать, что формирование толерантности в наши дни происходит в условиях сложных этнических процессов.
Анализ практического опыта развития творческих способностей младших
школьников
Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводя ...
Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском
государственном университете
Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе всегда являлись актуальными, особенно большое количество разработок появилось в середине и конце 70-х годов прошлого столетия, когда во многих вузах в системах управления стали использовать ЭВМ. В настоящее время высшие учебные заведения име ...
Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование,
воспитание и школу
В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подверг раз ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.