В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой — с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Думаю, что нам удалось вскрыть еще и четвертый аспект, который исходно связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен, чем три предыдущих, и тоже заслуживает внимания.
Слово «толерантность» первоначально имело только медицинский смысл и понималось как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Однако словари не дают однозначного толкования данного термина. Рассмотрим некоторые из них.
Толерантность – (англ., tolerance – терпимость, лат. tolerantia - терпение) – терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы, и прав человека.
Толерантность – (от лат. tolerantia - терпимость) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. Одна из базовых ценностей демократии. В то же время не тождественна безразличию, не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.) Отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан.
Толерантность – терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям и поведению.
Толерантность – способность личности или общества относиться непредвзято к мнению группы, отличающемуся от распространенных стереотипов. При этом следует отличать терпимость внутригрупповую, когда нетрадиционное мнение искажено субъектом, принадлежащим к группе, и экстрагрупповую, когда мнение высказано «посторонним». Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений между людьми.
В первом случае акцент в определении сделан на снисхождение, которое близко в данном контексте к высокомерию. Второе определение обращает внимание на правовое закрепление данного понятия при демократии и существование определенных рамок при его понимании. Третья формулировка переносит центр внимания на личностный или социальный аспект. И наконец, в четвертом определении говорится об общественных и межгрупповых отношениях.
Разные авторы, определяя понятие «толерантность», указывали на некоторые оттенки. Асташова Н.А. в статье «Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений» дала определение:
«Уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия». Л.М.Дробижева в статье «Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости» определила: «Толерантность – это уважение к мнению другого человека, готовность понять его и осуществлять взаимодействие».
Толерантность Р.В. Брислайн рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.
Выделяется два аспекта толерантности:
— внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;
— внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.
Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.
Влияние Болонского процесса на содержание современного российского
образования
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавш ...
Христианство против пьянства
«Ни пьяницы, ни злоречивые Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6;9-10) Святитель Василий Великий говорил: «Нет конца этому злу: пьянство само себя заводит всё дальше, никогда не утоляя потребности, но порождая всё большую жажду и требуя всё нового питья». «Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает с ...
Методические рекомендации по организации обучения теме «Обратные
тригонометрические функции»
Основной целью занятий является расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, а также развитие их математических способностей. Кроме того, в настоящее время при изучении любого материала, а, в частности, и обратных тригонометрических функций, следует обращать особое внимани ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.