В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.
З.А. Кочергина в своей статье «Современные дискуссии по проблеме толерантности» определила: «Толерантность – это равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды» . И.Б.Гриншпун в статье «Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении)» сформулировал толерантность как «наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему».
Н.М. Лебедева в книге «Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ» дала определение: «Толерантность – это наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». А.П.Садохин в статье «Толерантное сознание: сущность и особенности» обосновал толерантность как «уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения».
Наиболее общее и точное, на наш взгляд, определение дается в Декларации принципов толерантности, которую приняли государства-члены Организации Объединенных Наций 16 ноября 1995 года. В ней толерантность определяется как «… уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мыслей, совести и убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
В нашей дальнейшей работе под понятием «толерантность» мы будем иметь ввиду «…уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…».
А.Б. Суслов и Д.П. Поносов выделяют три особенности философского аспекта толерантности:
Философия толерантности связана с философией автономности личности от общества, ее субъективного развития, признание ценности ее позитивных и отрицательных качеств. Толерантность это идея отказа от философии силы, т.к. «переделать» партнера, творца собственной жизни, невозможно. Толерантность – опора на положительные качества партнера для продолжения диалога;
Толерантность и интолерантность – два взаимообратимых понятия. Личность не может быть однозначно толерантной либо интолерантной – она действует ситуативно, исходя из различных мотивов, часто низменных. Поэтому главное в толерантности – принятие ценности другого человека, который должен быть целью, а не средством;
Толерантность связана с философией синергетики (теории самоорганизующей системы). Согласно этой теории, каждый человек – относительно независимый элемент в сложной системе общественных взаимоотношений. Он может изменять эту систему, влиять на нее, но она, в свою очередь, оказывает на него влияние. Успешное развитие человека зависит от его готовности (включая мотивацию, волевые качества, умения) организовать вокруг себя позитивное пространство и реализовать свои возможности.
Цель, задачи, принципы деятельности социального педагога
коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников
Целью деятельности социального педагога специального учреждения по формированию здорового образа жизни является помощь детям с ограниченными возможностями в процессе их здоровой социализации. Данная цель достигается через решение следующих задач: изучить развитие личности в условиях ограничения воз ...
Математическая
постановка задачи синтеза учебных планов вузов
Пусть все возможное содержание обучения представлено в виде множества дисциплин, которые, в свою очередь, состоят из учебных модулей. ; ; (1.9) где a(i, j) – j-й модуль i-й дисциплины; N – количество дисциплин; m(i) – количество модулей в i-й дисциплине. Суммарный объем всех учебных модулей превыша ...
Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения
дополнительного образования
Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, региона, микросоциума и дру ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.