В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности или этничности, терминах, более принятых в западной научной традиции.
В дальнейшем «этническое самосознание» мы будем понимать как осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.
Этническая идентичность – понятие довольно новое, вошедшее в научный обиход лишь с середины XX века. По мнению Г.У. Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой стороны, содержит в себе слой бессознательного.
Этническая идентичность личности, по мнению большинства этнопсихологов, – это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно – представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, предписываемым этому членству.
Результаты исследований этнопсихологов позволяют выделить три основных типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.
Этноцентрическая идентичность обозначает ориентацию личности только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу. Причем связь по крови с этой общностью совсем не обязательна.
Однако слово «этноцентризм» имеет не одно, а, по крайней мере, два самостоятельных значения. Во-первых, оно обозначает тот элементарный, всеобщий факт, что отправным пунктом восприятия и оценки чужих обычаев, нравов и т.д. является опыт собственной этнической группы.
Во-вторых, этноцентризм обозначает предпочтение образа жизни собственной этнической группы всем остальным: все свое, «наше» является самым лучшим, превосходит все остальное.
Полиэтническая идентичность характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. Трансэтническая идентичность, когда личность, не причисляя себя ни к одному этносу, относит себя ко всему человечеству, выходя на надэтнический уровень представления о своем «я» как о субъекте мирового сообщества (гражданин мира). Данная разновидность этнической идентичности встречается реже всего.
Под понятием этнической идентичности личности мы будем иметь ввиду осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной или несколькими этническими общностями и отделения от других.
Этнокультурный статус – это положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении.
По мнению Э.Р. Хакимова этнокультурная компетентность включает: а) владение языком на достаточном для общения уровне; б) освоение моделей поведения, уместных в различных ситуациях, задаваемых этнической принадлежностью людей; в) знание культурных достижений народа, успехов его представителей.
Этнокультурный статус личности можно определить как соотносительное положение индивида в среде этнокультурных проявлений различных национальных групп. Этнокультурный статус характеризует личность в процессе ее приобщения к национальной культуре, как к средству становления субъектом культуры. Понятие «статус» позволяет определить ступенчатую, разноуровневую характеристику по нескольким параметрам. Этнокультурный статус личности – это мера освоения учащимся культуры той этнической группы, к которой он себя причисляет, и, в то же время, степень осознания того, что любая национальная культура равноценна для общемировой культуры человечества, а люди – носители любой национальной культуры – равноправны.
Далее под понятием «этнокультурный статус» мы будем понимать «положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении».
Актуализированный этнокультурный статус – это отношение значимости личности к этническим культурам, в которые она «погружена». Актуализированный этнокультурный статус присущ мигрантам, имеющим опыт притеснений по этнокультурному признаку, представителям национально-культурных объединений и организаций, активно участвующим в отстаивании права на этнокультурную деятельность, молодоженам, представителям разных этнических культур и др.
Нормативно-правовая база деятельности социального педагога
коррекционного учреждения
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских, политическ ...
Развитие голоса у детей
Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный 13—15 лет и послемутационный 15—17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных м ...
Дидактические игры для дошкольников
Игра "Собери снеговика" ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детал ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.