Воспитатель помогает детям уточнить замысел игры, подумать над тем, как интересней его осуществить, т. е., не навязывая ребятам своего решения, активизирует их воображение.
После завершения построек или окончания игры желательно провести с детьми беседу о том, как они строили, как играли, почему лучше строить и играть вместе; о чем надо договориться перед игрой или коллективной стройкой; что получилось хорошо, а что — неудачно; кто умел строить дружно.
Поскольку игры детей этой группы иногда продолжаются несколько дней, такие беседы можно проводить в перерывах между постройками. Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности.
В этом возрасте формируется умение мотивировать и отстаивать свои предложения, учитывать интересы коллектива. В то же время вырабатывается умение объективно оценивать предложения товарищей, выбирать лучшие из них, чутко и бережно относиться к работе других детей. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит работать дружно, кого можно считать хорошим товарищем. Свои умения играть со строительным материалом дети переносят на другие виды деятельности.
И в этой группе воспитание дружеских взаимоотношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройке. Дети продолжают учиться коллективно выполнять постройки, используя умения, полученные в игре.
На первых занятиях дошкольникам предлагаются несложные, по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем: корабль, гараж, беседка и т. п. Уточняются правила, которые усваивались в старшей группе, определяются мотивы выбора темы и последующей игры. Очень часто дети не придерживаются правил совместной стройки, так как не понимают необходимости их выполнения.
Для закрепления правил при совместной стройке полезны краткие беседы до начала занятия или игры о том, как договорились строить, а после занятия или игры о том, кто что делал, выполнялся ли уговор. В ходе беседы педагог выясняет, дружно ли дети работали; ребятам, нарушившим уговор, предоставляют возможность самим решить, правильно ли они действовали, можно ли считать, что они умеют строить вместе.
По мере усвоения того или иного правила рекомендуется проводить беседы на различные темы: "Почему лучше работать вместе", "Кого можно считать хорошим товарищем в строительной игре", "Почему нужно строить и играть дружно", "Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения". Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта. Чтобы закрепить умение вдвоем строить один объект, можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовать игры-драматизации. Предварительно напомнив содержание сказки, следует рассмотреть соответствующие иллюстрации (например, рисунки Ю. Васнецова в книгах "Ладушки", "Радуга-дуга") и обратить внимание детей на красивое оформление домиков. Это очень важно не только для данной постройки, но и для других заданий, в которых ребята могут использовать полученные знания. Например, воспитатель предлагает детям построить теремок и показать малышам инсценировку сказки: "Будем строить так, чтобы теремок получился красивый. Малыши обрадуются, они любят театр". По мере того так дошкольники усвоят правила дружной совместной стройки вдвоем, они учатся строить вчетвером более сложные объекты, чем в старшей группе: школу, магазин, гостиницу, театр и др. Все эти здания дети видели на ближайшей улице или на иллюстрациях к книгам, знают их особенности и отличия от простых домиков. Основания многоэтажных построек могут быть разные: прямоугольные, с выступами вперед с боков и без них, с аркой, квадратные и др. Ребятам достаточно возвести два-три этажа.
Воспитатель следит за тем, чтобы соблюдался уговор, правила дружной стройки, чтобы работа выполнялась по намеченному плану. Если нужно, педагог помогает определить единую высоту окон, регулировать темп строительства и т. д. Согласованная работа радует ребят, создает дружеские отношения между ними. В беседе о том, как строили, были ли во время работы хорошими товарищами, дети уже способны высказать объективные суждения, подкрепляя их конкретными примерами.
Формирование навыков учебной деятельности
Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его ...
Практическая работа социального педагога по поддержке семьи в условиях
общеобразовательной школы
Практическая работа в сельской общеобразовательной школе с.Уткалево Белорецкого района по поддержке семьи проводилась в течении 5 недель, где принимали участие учащиеся 5-11 классов в количестве от 80 – 120 детей и подростков. Цель практической работы: совершенствование программы по поддержке семьи ...
Роль братских школ в формировании самосознания белорусов
Первая братская школа появилась во Львове в 1586 году. Тогда же был составлен устав этой школы, замечательный педагогический документ, заимствованный другими братскими школами Украины и Белоруссии. В ближайшие десятилетия возникли Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая, Киевская и многие другие ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.