Иногда воспитатель предлагает одной подгруппе понаблюдать за строительной игрой другой подгруппы. Затем все вместе обсуждают, дружно ли строили и играли ребята. Такое наблюдение полезно проводить в том случае, когда все дети в основном усвоили правила, но подчас забывают о них или не придают им особого значения.
Особого внимания при этом требует пространственное размещение объектов и их соразмерность, определение участков работы каждой группы. В организации такой игры потребуется помощь воспитателя, так как обычно возникает много сложных вопросов. Важно, чтобы дети учились их правильно разрешать. Часто один из играющих выступает в роли главного. Задача педагога — разъяснить ребятам, какими качествами должен обладать такой организатор, какие функции он должен выполнять. Нужно объяснить детям, что главный — это не только организатор деятельности других, но и самый исполнительный, самый справедливый и самый доброжелательный. К этой роли следует готовить всех ребят.
При выборе темы игры старшие дошкольники должны не только высказать свое мнение, но и мотивировать его (пояснить, что, построив, например, причал, можно всем интересно играть в речной порт и как именно). Педагог раскрывает эту тему, связывает ее с будущей игрой и в своем объяснении излагает краткий план этой игры.
На формирование коллективных взаимоотношений детей большое влияние оказывают целевые экскурсии. Если, например, экскурсия совершается на теплоход или на катер, то после осмотра его и беседы с капитаном желательно показать работу экипажа. Это доставит детям много радости, и они смогут сами убедиться в том, что члены экипажа доброжелательны, помогают друг другу.
Художественная литература, давая детям примеры нравственного поведения людей в труде, помогает им осмысливать и их собственные взаимоотношения с товарищами. Например, рассказы О. Секора "Про жадную Элинку", Э. Мошковской "Пусть он сидит", Н. Калининой "Разве так играют?" и другие оставляют яркий след в памяти детей. "Ты как тот Бориска, все взял себе",— осуждает соседа девочка во время отбора строительного материала. Важно, чтобы в результате наблюдения и чтения у детей сложилось мнение, что любая сложная работа выполняется коллективом людей в дружной и доброжелательной атмосфере. В конце года в подготовительной к школе группе полезно провести беседу на тему "Что значит вместе дружно строить и играть". Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действии, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Отсюда начинается коллективное творчество.
В процессе воспитания у детей интереса к совместной деятельности мы использовали следующие методы работы: проведение экскурсий и бесед, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Наиболее эффективным на первом этапе было наблюдение совместной деятельности взрослых. Эта работа дала возможность раскрыть перед детьми преимущество результатов совместной деятельности, показать характер совместного труда: много людей различных профессий делают одну общую работу, работают они быстро, слаженно, каждый добросовестно выполняет свои обязанности. Закрепить у детей представления о совместном труде взрослых помогло чтение художественных литературных произведений, стихотворений С. Баруздина "Кто построил этот дом", Э. Мошковской и Е. Перниковой "Как машина в кубики играет", В. Маяковского "Конь-огонь" и др. Ответы детей в беседах свидетельствовали о том, что ими осознается характер совместного труда взрослых. Так на вопрос "О чем написал В. Маяковский в своем стихотворении "Конь-огонь"? дети отвечали: "Как мальчику сделали коня-игрушку. Не один мастер делал, а их много: Художник раскрасил глаза, кузнец вбивал гвозди, столяр сделал колесики. Коня сделали разные мастера". "Как все мастерили игрушку. Они дружно все работали, каждый занимался своим делом и быстро сделали коня"
Для закрепления строительных умений и овладения наиболее элементарными способами объединения мы организовывали совместные строительные игры детей. На основе полученных представлений о характере совместного труда мы в процессе обучения детей конструированию ставили перед ними объединяющую всех цель, например, построить "Улицу". Каждый из детей индивидуально выполнял свою постройку, заранее зная, что все эти постройки делаются для одной совместной игры. Дети строили жилые дома, магазины, театры, ларьки, светофоры и т.д. для совместной игры. Здесь мы стремились дать возможность детям понять преимущество совместной стройки.
Народная педагогика: общая характеристика
Каждая нация имеет собственную имплицитную концепцию воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета. Уже хрестоматийным стало высказывание К.Д. Ушинского: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в ...
Методики исследования ценностных ориентаций учащихся
общеобразовательных учреждений
Для исследования системы ценностных ориентации подростков нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), разработанная в 1973 году и адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. В нашем исследовании использовалась форма "Е", модифицированная Д.А. Л ...
Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи
Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавате ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.