Цель: показать роль сложных предложений для передачи собственных мыслей.
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире .
Еще через пару лет он потерял двоеточие и престал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него оставались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Учащиеся пришли к выводу, что сложные предложения помогают излагать собственную мысль. А при помощи знаков препинания передается смысл и структура предложения.
Последний этап в работе над сочинением - его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как дети исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения мною проверяются, но оценки за работу не выставляются. Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки.
Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного изложения того или иного события).
Следить за продвижениями своих воспитанников мне помогает папка, куда я заношу лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений.
Это позволяет проводить анализ сочинений. Читаю отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся: сначала второклассников, затем третьеклассников по одной теме. Например: сочинение по наблюдениям на тему «Первый снежок». (3 класс)
Все было спокойно. Но вдруг, после захода солнца пошел тихий снежок. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего-то. Но потом развеселились и завели веселый хоровод. Снежинки падали на пальто, шапку и все они были разные. Снег шел все сильнее и вдруг повалил большими хлопьями. (Катя М.)
А вот как эта ученица писала во 2 классе:
Снежинки тихо кружились и падали на землю. Они были похожи на звездочки. Некоторые снежинки порхали как бабочки. И ветер уносил их все дальше и дальше. (Катя М.)
В классе веселое оживление, потому что и сама ученица, и все дети видят разницу между этими двумя сочинениями и понимают, как многому они научились. Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения.
Система работы по развитию речи на протяжении четырех лет обучения была отработана. Результат - детские сочинения.
Например, сочинение-повествование с элементами описания на тему «Зимние гости». Эпиграф:
Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди - отраженье зари.
Светло-серые перья на самочке.
Это было в середине зимы. Земля тихо спала под теплым одеялом. Деревья были одеты в белые меховые шапочки.
Все в природе замерло. А мороз все крепчал.
Однажды мы сидели в теплом классе и писали. Учительница попросила нас посмотреть в окно. Мы все вскочили со своих мест, подбежали к окнам и стали смотреть в сад. На ветках деревьев мы увидели очень красивых птиц. Грудки у них были ярко-красного цвета. Сначала мне показалось, что это яблоки остались висеть с осени. А потом мы увидели, что эти яблоки порхают с ветки на ветку. Это были зимние гости - снегири. Прилетают они к нам только зимой. И никакой мороз им не страшен.
И как будто снегири хотят нам сказать: «Помните о птицах всегда, так как это красота, радость людям навсегда»!
Анализ сочинений.
1. Количество учащихся, писавших работу - 24.
2. Количество учащихся, правильно раскрывших тему и не допустивших в работе орфографических ошибок - 4 человека.
Психолого-педагогические особенности формирования
двигательных навыков
Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач. Формирование умений, навыков и соответствующих знаний – одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли сту ...
Методика развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей
старшего дошкольного возраста
Подвижные игры с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовитс ...
Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного
возраста
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.