Педагогика и образование » Развитие речевых умений младшего школьника » Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Страница 9

А вот совсем другое сочинение.

Эта картина нарисована светлыми красками. Они помогли художнику передать радостное настроение детей во время снегопада. И у меня эта картина вызывает чувство радости.

Восприятие картины у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные.

Сочинение с элементами рассуждения - новый вид работы. Это наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки к сочинению на тему «Что я люблю рисовать».

Выясняю, любят ли дети рисовать и что именно они любят. Затем коллективно составляется план. Мои вопросы помогают детям определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План записывается на доске. В заключение спрашиваю у ребят: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?». Ответы бывают разные, но я помогаю направить их мысль. Говорю: «Обычно, когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов «хорошо, плохо». Т.к. сочинения на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде («Удачный рисунок») и заключительное предложение у каждого ученика будет различно по лексическому составу.

Продолжила работу над сочинением такого жанра на материале упражнения №603 (учебник русского языка 4 класс). Текст содержал интересную для детей информацию об исследовании Луны и возможности существования жизни на этой планете. Перед составлением текста-рассуждения на тему «Почему на Луне нет жизни?» напомнила детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части: 1-я - то, что объясняется или доказывается; 2-я - само объяснение или доказательство; 3-я - выводы.

Почему на Луне нет жизни?

Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать. День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой, И днем и ночью температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.,

В 4 четверти ребята написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»

По-моему, доброта - это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло . Почему необходимо делать добро, для чего нужно быть добрым? Мне кажется, что злому человеку очень трудно жить на свете .

Не знаю, умею ли я быть доброй? Пусть об этом судят мои друзья и родные, но я очень хочу быть такой!

Отзыв о книге

Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая-либо общая схема, невозможен единый образец. Сочинение-отзыв - одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в 5-8 классах в сочинения на литературные темы. (Предлагаю одно такое сочинение.)

Самая интересная книга, прочитанная мною, - это «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Эта книга очень увлекательна по своему содержанию. На необитаемый остров попадает одинокий человек. Он должен там жить и бороться за жизнь. Вместе с героем переживаешь его лишения, боишься за него, когда он встречается с дикарями-людоедами.

Автор очень ярко описывает природу необитаемого острова. Вместе с Робинзоном Крузо любуешься закатами и восходами солнца, невиданными цветами и деревьями.

Больше всего мне понравились в книге те места, в которых описывается, как Робинзон устраивает свое жилище, приручает зверей, выращивает растения.

Книга производит сильное впечатление и надолго запоминается. Я советую прочитать ее всем ребятам. Они научатся у героя твердости, смелости и трудолюбию.

В 4 классе мои ученики работали над сочинением в жанре интервью.

На уроке внеклассного чтения дети познакомились с рассказом

И.Василенко «Полотенце». Учеников глубоко затронул этот рассказ. Они с большим желанием делились впечатлениями. А я затем предложила детям представить, что они журналисты и у них есть возможность взять интервью у главного героя через 60 лет после окончания войны.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования
Содержанием труда педагога дополнительного образования является содействие психическому развитию воспитанника, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоен ...

Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении осн ...

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1177