Педагогика и образование » Развитие речевых умений младшего школьника » Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Страница 6

После такой подготовительной работы дети получили домашнее задание составить устные рассказы. Темы выбирали сами. Со своими рассказами выступали на уроках чтения. Наиболее интересные записывались в тетради «Для подготовки к сочинениям», которые начали вести в 3 классе. доехать от казанского вокзала до домодедово

Зима

Пришла красавица-зима - и сразу выпал крупный снег. И тут же вьюга началась. Все, усыпав снегом, метель уснула. Небо стало голубым, выглянуло солнце. Снег под солнцем стал сверкать, переливаться. Мороз-волшебник одарил деревья красивым инеем.

Продолжением этой работы было составление описания весны.

Читаем стихотворение.

Зима недаром злится -

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

- Что вы, дети, слышите, чувствуете, когда произносите слово весна! А как весна стучится? Вы слышите? Какая она вам представляется? После предварительной подготовки дети составили описание весны.

Весна - это маленькая девочка в голубом, зеленом, цветном платье, на голове венок из подснежников. Лицо улыбающееся, иногда грустное. На чем она мчится к нам?

У нее упряжка из самых быстрых ручьев. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков. Летите серебряные кони.

Было написано сочинение по опорным словам.

Тема: «На вокзале». Опорные слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.

Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет. К перрону подошел поезд, Из вагонов стали выходить пассажиры. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. В начале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Постепенно, шаг за шагом раскрываем ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках. Для подготовки пользовались памятками. (Приложение 1) Учила детей, как нужно собирать материал на основе наблюдений.

Тема: Падающие листья .

Цель: учить наблюдать предметы.

Задача: ввести учащихся в процесс собирания материала к сочинению по наблюдениям.

Предлагаем вопросы - задания:

1. У каких деревьев листьев еще много, у каких - мало? Где именно (на верхушке или на нижних ветках) их можно еще увидеть?

2.Какого цвета осенние листья у разных деревьев?

3. Как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду?

4. Как падают листья на землю в тихую и как в ветреную погоду?

5. Как пахнут осенние листья?

6. Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?

7. Чем вы любовались в парке?

8. Какие картины вы могли нарисовать о том, что вы видели на экскурсии?

Ученики записали эти вопросы в тетради и начали проводить наблюдения

(дается 3 дня). Была проведена экскурсия в парк.

Результаты наблюдений они фиксировали.

В процессе обсуждения собранных материалов происходит обмен накопленными впечатлениями, что обогащает детей.

Падают бесшумно.

Скользят, словно маленькие шлюпки плывут по воде.

Медленно и плавно падают.

Танцуют под музыку ветра.

Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.

Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются .

На другом уроке русского языка использовали материал, который дал возможность показать, как разные поэты и писатели описывают падающие листья:

«Сыплются с дерева листья поблекшие». (А. Плещеев).

«Листья, словно птицы, стаей закружились над землей». (В. Степанов)

Последний этап подготовки к написанию сочинения - подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины. Ученики записывали их в тетради.

Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки - на самых кончиках веток.

Я стою на балконе и смотрю на деревья в нашем дворе. На березке, которая растет у моего окна, осталось еще несколько листочков, их можно пересчитать .

Следующий урок отводится на написание сочинения по коллективно составленному плану.

1. Осенний парк.

2. Деревья осенью.

Осенний парк

Вчера был теплый солнечный день. Мы ходили на экскурсию в осенний парк. Он был укрыт разноцветным ковром -это опавшие листья. Я слышал, как шуршали они под ногами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Занятия по рисованию
Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности во-первых обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография рисование пальцами оттиск со стекла рисование губкой рисование по мокрому набрызг с помощью т ...

Цели трудового воспитания в современной школе
Цели трудового воспитания в современной школе таковы: привитие любви к труду; привитие уважения к людям труда; ознакомление школьников с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых навыков ...

Исследование особенностей межличностного взаимодействия в подростковом возрасте как составляющей педагогического взаимодействия
Педагогическое исследование проводилось на базе 15-той школы г. Канска, в 9 «в» классе. В исследовании принимали участие двадцать три человека. Цель исследования заключалась в изучении особенностей межличностного взаимодействия подростков как составляющей педагогического взаимодействия. В исследова ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0127