Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа», «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» – экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе «Школа 2100» – контрольный класс), всего 28 человек.
Программа эксперимента предполагает выявление уровня развития письменной связной речи обучающихся, анализ учебного материала учебников по связной речи и выявление затруднений, которые испытывают учителя начальных классов в процессе развития связной речи обучающихся.
В объяснительной записке к программе по русскому языку в начальных классах отмечается, что работа по развитию речи детей начинается уже с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания и программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений.
Тематика сочинений определяется, в основном, темами и содержанием прочитанных произведений, рассматриваемых под руководством учителя картин, жизненными наблюдениями учащихся.
Программой исследования проблемы является анализ текстов учебников при работе по развитию письменной связной речи в вариативных моделях обучения («Школа России», «Школа 2100»), который проводился по определенным видам работ по развитию связной речи на основе текстов учебников по русскому языку.
Результаты анализа текстов учебника по русскому языку («Школа России» автор Т.Г. Рамзаева) показывают, что, начиная с 1-го класса работа по развитию связной речи построена на основе системного подхода, с учетом возрастных возможностей учеников и идет от устной речи к текстам в письменной форме (согласно данным таблицы 3).
Таблица 3 – Анализ видов работ по развитию письменной связной речи на основе текстов учебников (автор Т.Г. Рамзаева) (в %)
вид работы |
классы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
сочинение по рисунку |
3,88 |
3,36 |
1,35 |
1,7 |
анализ прочитанного |
12 |
9,3 |
7,5 |
11,8 |
устный пересказ |
0,7 |
1,3 |
0,9 |
0,7 |
словарная работа |
7,65 |
9,1 |
12,6 |
12,87 |
устный рассказ по теме |
2 |
2,84 |
1,2 |
2,6 |
письмо по памяти |
5,43 |
7,5 |
7,67 |
8 |
работа с пословицей |
- |
3,1 |
3,15 |
1,6 |
редактирование текстов |
1,5 |
1,8 |
6,6 |
9,2 |
развернутый ответ |
5,47 |
7,75 |
8,6 |
5,9 |
тематическое сочинение |
- |
1,8 |
4 |
4 |
устный рассказ по плану |
- |
1 |
0,9 |
- |
работа с загадкой |
1,8 |
2 |
5,4 |
3 |
озаглавливание текстов |
2 |
3,88 |
6,2 |
8,2 |
составление предложений |
3,47 |
3,35 |
7,5 |
4,9 |
дополнение текстов |
0,3 |
1,3 |
1,7 |
2 |
работа с образцовыми текстами |
12,6 |
13 |
22 |
40 |
письменное изложение |
- |
- |
3 |
5,2 |
Всего видов работ (кол-во) |
107 |
255 |
312 |
394 |
Этический и профессиональный кодекс
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избрали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные ...
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка-дошкольника
В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают по двум параметрам: по центральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые и игры с правилами (Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.); по форме организации – регламентируемые воспитателем и самостоятельные игры детей (Л ...
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина как база
модульной технологии обучения
Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, - пишет П. Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или преж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.