Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа», «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» – экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе «Школа 2100» – контрольный класс), всего 28 человек.
Программа эксперимента предполагает выявление уровня развития письменной связной речи обучающихся, анализ учебного материала учебников по связной речи и выявление затруднений, которые испытывают учителя начальных классов в процессе развития связной речи обучающихся.
В объяснительной записке к программе по русскому языку в начальных классах отмечается, что работа по развитию речи детей начинается уже с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания и программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений.
Тематика сочинений определяется, в основном, темами и содержанием прочитанных произведений, рассматриваемых под руководством учителя картин, жизненными наблюдениями учащихся.
Программой исследования проблемы является анализ текстов учебников при работе по развитию письменной связной речи в вариативных моделях обучения («Школа России», «Школа 2100»), который проводился по определенным видам работ по развитию связной речи на основе текстов учебников по русскому языку.
Результаты анализа текстов учебника по русскому языку («Школа России» автор Т.Г. Рамзаева) показывают, что, начиная с 1-го класса работа по развитию связной речи построена на основе системного подхода, с учетом возрастных возможностей учеников и идет от устной речи к текстам в письменной форме (согласно данным таблицы 3).
Таблица 3 – Анализ видов работ по развитию письменной связной речи на основе текстов учебников (автор Т.Г. Рамзаева) (в %)
вид работы |
классы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
сочинение по рисунку |
3,88 |
3,36 |
1,35 |
1,7 |
анализ прочитанного |
12 |
9,3 |
7,5 |
11,8 |
устный пересказ |
0,7 |
1,3 |
0,9 |
0,7 |
словарная работа |
7,65 |
9,1 |
12,6 |
12,87 |
устный рассказ по теме |
2 |
2,84 |
1,2 |
2,6 |
письмо по памяти |
5,43 |
7,5 |
7,67 |
8 |
работа с пословицей |
- |
3,1 |
3,15 |
1,6 |
редактирование текстов |
1,5 |
1,8 |
6,6 |
9,2 |
развернутый ответ |
5,47 |
7,75 |
8,6 |
5,9 |
тематическое сочинение |
- |
1,8 |
4 |
4 |
устный рассказ по плану |
- |
1 |
0,9 |
- |
работа с загадкой |
1,8 |
2 |
5,4 |
3 |
озаглавливание текстов |
2 |
3,88 |
6,2 |
8,2 |
составление предложений |
3,47 |
3,35 |
7,5 |
4,9 |
дополнение текстов |
0,3 |
1,3 |
1,7 |
2 |
работа с образцовыми текстами |
12,6 |
13 |
22 |
40 |
письменное изложение |
- |
- |
3 |
5,2 |
Всего видов работ (кол-во) |
107 |
255 |
312 |
394 |
Взаимоотношения участников образовательного процесса
Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длитель ...
Лабораторные работы как средство закрепления знаний, умений, навыков,
развития мышления и формирования интеллекта учащихся
Слушаю – забываю, Смотрю – запоминаю, Делаю – понимаю. Конфуций. Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу, в том числе и предметам естественного цикла. С одной стороны, изменяется содержание образования – увеличивается нагрузка на ученика, с другой – ...
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий дет ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.