Обобщая анализ заданий учебника русского языка (автор Т.Г. Рамзаева), установим связь с теоретическими положениями методики развития речи. Итак, словарная работа в школе предусматривает 4 основные линии, проследим, как это отражается в учебнике по русскому языку (автор Р.Н. Бунеев) (согласно данным таблицы 6).
Таблица 6 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе над словом
Основные этапы работы над словом |
Наличие задания в учебнике |
Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе) |
+ |
Уточнение словаря: 1) уточнение значений путем включения в контекст, составление близких по значению слов; 2) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических единицах; 3) усвоение иносказательных значений слов; 4) усвоение синонимов; 5) усвоение антонимов; 6) усвоение омонимов; 7) усвоение многозначных слов. |
+ – – – – + + |
3. Активизация словаря (перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный) |
+ |
4. Устранение нелитературных слов (перевод из активного словаря в пассивный) |
+ |
В языке различаются уровни – уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень связной речи. Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического к синтаксическому. Рассмотрим работу над словосочетанием и предложением (согласно данным таблиц 7, 8).
Таблица 7 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе со словосочетаниями
Типы упражнений со словосочетаниями |
Русский язык |
1. Постановка вопросов к подчиненным словам в предложение, выяснение связей между словами. |
+ |
2. Схематическое изображение связей между словами в предложении. |
+ |
3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний. |
+ |
4. Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе деятельности. |
+ |
5. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи. |
+ |
Таблица 8 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе с предложениями
Виды упражнений с предложением |
Русский язык |
1. На основе образца. |
+ |
2. Конструктивные упражнения: 1) восстановление предложений из разрозненных слов, или «деформированного текста» 2) деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв 3) постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов, сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов 4) соединение 2 и 3 простых предложений в одно сложное 5) построение предложений заданного типа или по данной синтаксической формуле 6) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах |
+ + + + + + |
3. Творческие упражнения: 1) Дается тема для составляемого предложения 2) Дается картинка – предметная или сюжетная, 3) предложение составляется по картине. 4) Дается 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении 5) Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью. |
+ + – + + |
Проблемы повышения качества
учебы в советской школе
Главной задачей школы в послевоенный период была борьба с второгодничеством, для чего применялся целый ряд мер. Практиковались дополнительные занятия с отстающими на безвозмездной основе, работа с родителями через систему родительских лекториев и университетов, выделение специальных комнат в школах ...
Использование блок-таблиц и структурно-логических схем
Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами. Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Э ...
Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения
На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения. Сообщающее Проблемное 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. 1. новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.