Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Страница 4

Обобщая анализ заданий учебника русского языка (автор Т.Г. Рамзаева), установим связь с теоретическими положениями методики развития речи. Итак, словарная работа в школе предусматривает 4 основные линии, проследим, как это отражается в учебнике по русскому языку (автор Р.Н. Бунеев) (согласно данным таблицы 6).

Таблица 6 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе над словом

Основные этапы работы над словом

Наличие

задания в учебнике

Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе)

+

Уточнение словаря:

1) уточнение значений путем включения в контекст, составление близких по значению слов;

2) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических единицах;

3) усвоение иносказательных значений слов;

4) усвоение синонимов;

5) усвоение антонимов;

6) усвоение омонимов;

7) усвоение многозначных слов.

+

+

+

3. Активизация словаря (перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный)

+

4. Устранение нелитературных слов (перевод из активного словаря в пассивный)

+

В языке различаются уровни – уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень связной речи. Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического к синтаксическому. Рассмотрим работу над словосочетанием и предложением (согласно данным таблиц 7, 8).

Таблица 7 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе со словосочетаниями

Типы упражнений со словосочетаниями

Русский язык

1. Постановка вопросов к подчиненным словам в предложение, выяснение связей между словами.

+

2. Схематическое изображение связей между словами в предложении.

+

3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

+

4. Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе деятельности.

+

5. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи.

+

Таблица 8 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе с предложениями

Виды упражнений с предложением

Русский язык

1. На основе образца.

+

2. Конструктивные упражнения:

1) восстановление предложений из разрозненных слов, или «деформированного текста»

2) деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв

3) постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов, сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов

4) соединение 2 и 3 простых предложений в одно сложное

5) построение предложений заданного типа или по данной синтаксической формуле

6) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах

+

+

+

+

+

+

3. Творческие упражнения:

1) Дается тема для составляемого предложения

2) Дается картинка – предметная или сюжетная,

3) предложение составляется по картине.

4) Дается 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении

5) Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью.

+

+

+

+

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Белая Книга: постановка проблемы
Выход в свет 22 января 2003 года Белой Книги “Будущее высшего образования”, выпущенной Департаментом образования и профессиональной подготовки (Department for Education and Skills, DfES) и представленной в тот же день Парламенту, ознаменовал новый этап в реформировании высшей школы. Правительством ...

Диалектная лексика как предмет и объект изучения в школе
На огромных просторах Российской Федерации распространен русский национальный язык. Все русские понимают друг друга, но не все говорят одинаково. Порой мы этого не замечаем, а иногда отличия от привычного нам строя речи бывают столь велики, что мы сразу их чувствуем и обращаем на них внимание . Реч ...

Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах М. Монтеня, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, В. да Фельтре
Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения – стала Италия. В XIV–XV вв. Италия представляла собой государство, в котором сосредоточилась политическая, экономическая, религиозная, культурная, образовательная жизнь. Широкие торговые и иные экономи ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0308