Данные таблицы показывают, что учебники русского языка Т. Г. Рамзаевой ориентированы не только на знания о языковой теории, а, главным образом, на развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, количество которых увеличивается от 107 видов работ в 1-м классе до 394 – в 4-ом, (в 3,7 раза). Мы наблюдаем и качественные изменения видов работ, связанных с различным содержанием:
– объем образцовых текстов (от 12,6% до 40% к 4-му классу);
– словарная работа (от 7,65% до 12,87% соответственно);
– редактирование текстов (от 1,5% до 9,2% соответственно);
– озаглавливание текстов (от 2% до 8,2%);
– наиболее сложные виды упражнений (составление предложений, письмо по памяти, изложение и сочинения) (в среднем на 2 %).
Число некоторых видов работ снижается (сочинение по рисунку от3,88% до 1,7%). Это вызвано сменой уровня развития и возможностей обучающихся.
Определенная группа упражнений (устный пересказ, работа с пословицей и загадкой, развернутый ответ, рассказ по плану, составление предложений) выполняет роль тренировочных упражнений и постоянна по своему объему.
Результаты анализа текстов учебника по русскому языку УМК «Школа России» (автор Т.Г. Рамзаева) показывают, что, начиная с 1-го класса работа по развитию связной речи построена на основе системного подхода, с учетом возрастных возможностей учеников и идет от устной речи к текстам в письменной форме. Анализ текстов учебников для работы по развитию письменной связной речи в УМК «Школа2100» показал следующие результаты (согласно данным таблицы 4).
Таблица 4 - Анализ текстов учебников для работы по развитию письменной связной речи (в %).
вид работы |
классы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
анализ прочитанного |
5,4 |
6,8 |
7,2 |
8,2 |
устный пересказ |
- |
- |
- |
- |
словарная работа |
32,4 |
25,85 |
25 |
29 |
устный рассказ по теме |
2,7 |
2 |
- |
- |
письмо по памяти |
2,7 |
0,8 |
0,6 |
2,4 |
работа с пословицей |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
- |
редактирование текстов |
10,8 |
15,9 |
14,98 |
13 |
развернутый ответ |
13,5 |
14,8 |
12 |
13,92 |
тематическое сочинение |
- |
0,4 |
2 |
3,8 |
устный рассказ по плану |
- |
- |
0,8 |
2 |
работа с загадкой |
4 |
0,4 |
- |
0,8 |
озаглавливание текстов |
2,7 |
5,3 |
4,67 |
3,46 |
составление предложений |
12 |
10,2 |
9,6 |
10,5 |
дополнение текстов |
1,4 |
2 |
3,2 |
4 |
работа с образцовыми текстами |
5,4 |
12,1 |
13 |
13,8 |
письменное изложение |
- |
2 |
4,5 |
6 |
Всего видов работ (кол-во) |
71 |
213 |
298 |
316 |
Метод проектов
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение ...
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственного
расположения предметов от себя и от объектов
Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка на себе не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предмет ...
Особенности курса информатики на
современном этапе
В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, затрагивающий все ступени образования. Необходимость организации непрерывности обучения информатике в средней общеобразовательной школе назрела давно. Ещё Козьма Прутков ск ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.