Данные таблицы показывают, что учебники русского языка Р. Н. Бунеева имеют необходимую базу для развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, число которых увеличивается в 4,5 раза от 1-го класса до 4-го. Также и изменяется содержание видов работ:
– объем образцовых текстов (от 5,4% до 13%);
– дополнение текстов (от 1,4% до 4%);
– анализ прочитанного (от 5,4% до 8,2%);
– письменное изложение (от 2% до 6%);
– тематическое сочинение (от 0,4% до 3,8%).
В связи с изменением уровня развития и возможностей обучающихся уменьшается процент: работы с загадкой (от 4% до 0,8%), к 4-ому классу работа с пословицами и устный рассказ по теме в учебнике по русскому языку встречаем в единичных случаях.
В качестве тренировочных и постоянных по своему объему выступают:
– словарная работа (27%);
– письмо по памяти (1,5%);
– редактирование текстов (12,5%);
– озаглавливание текстов (3%);
– составление предложений (11%);
– устный рассказ по плану (1%).
Полностью отсутствует в учебниках такой вид работы как устный пересказ. Следует отметить, что отсутствие некоторых видов работ и снижение объема упражнений по развитию речи вызвано интеграцией предметов (русский язык, литературное чтение и риторика). Одной из целей данной системы является направленность на работу учителя (организация совместной учебно-познавательной деятельности с переходом к самостоятельной деятельности). Следовательно, для достижения высокого уровня развития речи учителю необходимо учитывать интеграцию.
Так же, как и в учебниках Т. Г. Рамзаевой, с каждым учебным годом возрастает уровень сложности упражнений. Отличие данных учебников состоит в том, что упражнения, направленные на развитие письменной связной речи обучающихся, направлены, главным образом, на приобретение знаний о языковой теории, и в меньшей степени, на развитие речи.
Для проведения аналитической работы по выявлению уровня овладения письменной речью были выбраны следующие критерии:
– работа над словом;
– работа над словосочетанием;
– работа над текстом (согласно данным таблице 5).
Таблица 5 – Анализ заданий учебника по работе над развитием речи
Виды упражнений: |
№№ упражнений |
I. Работа над словом Усвоение новых слов Обогащение словаря (справка из толкового словаря) Уточнение словаря Группировка слов по темам Работа над орфографией слов: – обозначение мягкости на письме – написание большой буквы – написание разделительного Ь в словах – написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах – правописание гласных в корне слова – написание предлогов со словами – правописание звонких и глухих согласных на конце слова II. Работа над словосочетанием и предложением: Восстановление сочетаний слов по смыслу Объяснение значений сочетаний слов Работа над предложением: 1) составление предложений – по данному слову – на определенную тему – по опорным словам – по сочетаниям слов 2) Восстановление предложения: – по картине – по смыслу – по схеме 3) Работа над пословицами, поговорками и загадками 4) Работа текста, напечатанного – без знаков в конце предложения – без точек и заглавных букв III. Работа над текстом: 1. Восстановление части текста: – по картинкам – по смыслу 2. Составление рассказа – по словам одной тематической группы 3. Придумывание продолжения текста |
9 (экология, экономия) 15 (сноп), упр.99 (капель) 5 (эпизод), 13 (экскаватор) .42 (школа), 82 (зимний лес) 49,50 4 21 17 12 126 72 97 19,63 43, 45,60,61,.82 |
Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" в ...
Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим
недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе ...
Методика исследования влияния профориентационных игр
на профессиональное самоопределение школьников
Педагогический эксперимент по проверке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился в МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска. Для реализации условий по повышению эффективности профориентации учащихся и проведению эксперимента были выбраны два класса ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.