Данные таблицы показывают, что учебники русского языка Р. Н. Бунеева имеют необходимую базу для развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, число которых увеличивается в 4,5 раза от 1-го класса до 4-го. Также и изменяется содержание видов работ:
– объем образцовых текстов (от 5,4% до 13%);
– дополнение текстов (от 1,4% до 4%);
– анализ прочитанного (от 5,4% до 8,2%);
– письменное изложение (от 2% до 6%);
– тематическое сочинение (от 0,4% до 3,8%).
В связи с изменением уровня развития и возможностей обучающихся уменьшается процент: работы с загадкой (от 4% до 0,8%), к 4-ому классу работа с пословицами и устный рассказ по теме в учебнике по русскому языку встречаем в единичных случаях.
В качестве тренировочных и постоянных по своему объему выступают:
– словарная работа (27%);
– письмо по памяти (1,5%);
– редактирование текстов (12,5%);
– озаглавливание текстов (3%);
– составление предложений (11%);
– устный рассказ по плану (1%).
Полностью отсутствует в учебниках такой вид работы как устный пересказ. Следует отметить, что отсутствие некоторых видов работ и снижение объема упражнений по развитию речи вызвано интеграцией предметов (русский язык, литературное чтение и риторика). Одной из целей данной системы является направленность на работу учителя (организация совместной учебно-познавательной деятельности с переходом к самостоятельной деятельности). Следовательно, для достижения высокого уровня развития речи учителю необходимо учитывать интеграцию.
Так же, как и в учебниках Т. Г. Рамзаевой, с каждым учебным годом возрастает уровень сложности упражнений. Отличие данных учебников состоит в том, что упражнения, направленные на развитие письменной связной речи обучающихся, направлены, главным образом, на приобретение знаний о языковой теории, и в меньшей степени, на развитие речи.
Для проведения аналитической работы по выявлению уровня овладения письменной речью были выбраны следующие критерии:
– работа над словом;
– работа над словосочетанием;
– работа над текстом (согласно данным таблице 5).
Таблица 5 – Анализ заданий учебника по работе над развитием речи
Виды упражнений: |
№№ упражнений |
I. Работа над словом Усвоение новых слов Обогащение словаря (справка из толкового словаря) Уточнение словаря Группировка слов по темам Работа над орфографией слов: – обозначение мягкости на письме – написание большой буквы – написание разделительного Ь в словах – написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах – правописание гласных в корне слова – написание предлогов со словами – правописание звонких и глухих согласных на конце слова II. Работа над словосочетанием и предложением: Восстановление сочетаний слов по смыслу Объяснение значений сочетаний слов Работа над предложением: 1) составление предложений – по данному слову – на определенную тему – по опорным словам – по сочетаниям слов 2) Восстановление предложения: – по картине – по смыслу – по схеме 3) Работа над пословицами, поговорками и загадками 4) Работа текста, напечатанного – без знаков в конце предложения – без точек и заглавных букв III. Работа над текстом: 1. Восстановление части текста: – по картинкам – по смыслу 2. Составление рассказа – по словам одной тематической группы 3. Придумывание продолжения текста |
9 (экология, экономия) 15 (сноп), упр.99 (капель) 5 (эпизод), 13 (экскаватор) .42 (школа), 82 (зимний лес) 49,50 4 21 17 12 126 72 97 19,63 43, 45,60,61,.82 |
Процессуальная модель предупреждения и
преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций
Целью разрабатываемой модели является формирование устойчивой и последовательной системы норм и ценностей подростка и разрушение появившихся у него элементов готовности к асоциальному поведению, то есть его предупреждение. Модель предполагает индивидуальную и групповую работу в школе, работу с детс ...
Размышления о психологических предпосылках гуманного педагогического
процесса
Общество той или иной эпохи в зависимости от своего уровня развития, от стоящих перед ним жизненных задач создавало свою школу, свою педагогику, с помощью которых стремилось воспитывать человека по образу своего идеала. А эта школа со своей ограниченной практикой, со своим недоверием к ребенку разв ...
Упражнения, направленные на формирование грамматических
навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.