Данные таблицы показывают, что обучающиеся экспериментального класса значительно улучшили свои показатели в сравнении с результатами, полученными на констатирующем этапе: по «Коэффициенту раскрытия темы» – в 2 раза (контрольный – 1,4 раза), т.е. на 35,8% (контрольный – 21,4%). Уменьшилось ошибок, связанных с «употреблением слов» (на 7,1%), «замена значений» (на 28,6%). Хотелось бы обратить внимание, что именно эти показатели на констатирующем этапе эксперимента вызывали существенные трудности у обучающихся.
Результативность выполнения нормы по развитию речи увеличивается. Норма по объему текста и коэффициенту раскрытия темы, как по наиболее важным критериям, значительно возрастает. За счет увеличения нормы увеличивается и уровень развития письменной связной речи (согласно данным таблицы 25).
Таблица 25 – Изменение уровней развития речи обучающихся в %
экспер. класс |
контр. класс | |||
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента | |
высокий |
15 |
35 |
15 |
22 |
средний |
58 |
43 |
50 |
50 |
низкий |
28 |
15 |
35 |
28 |
Экспериментальный и контрольный классы, находившиеся примерно на одном уровне развития речи: по 15% испытуемых с высоким уровнем развития речи, 58% в экспериментальном и 50% в контрольном классах - средний уровень развития речи, 28% в экспериментальном и 35% в контрольном классах – низкий уровень развития речи, улучшают свои результаты повышается процент испытуемых с высоким уровнем развития речи до 35% в экспериментальном и до 21,4% в контрольном классах, снижается процент среднего и низкого уровней до 42,8% средний уровень экспериментального класса и остается неизменным средний уровень контрольного класса, снижается низкий уровень до 15% в экспериментальном и до 35% в контрольном классах.
Уровень сформированности умений письменной связной речи изменился в процессе проведенной целенаправленной работы по учебникам русского языка с учетом содержания предлагаемого материала, методических приемов по развитию письменной речи, а также на основе диагностики затруднений обучающихся в выполнении некоторых видов работ, знания индивидуальных особенностей каждого ученика экспериментального класса. То есть при данных условиях мониторинг как система диагностики качественных и количественных характеристик оказывает неоценимую поддержку учителю в процессе развития личности школьника средствами обучения – учебника (автор Т.Г. Рамзаева).
Выводы
Итоги проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
В целях успешного решения задачи развития речи младших школьников необходима систематическая работа с опорой на теоретические положения о развитии связной речи младшего школьника, анализ содержания программы по развитию речи и материалов учебника.
Система культурологической интеграции гуманитарных знаний
Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских ...
Результирующая мотивация. Взаимодействие внутренней и внешней мотивации
Нередко ученики испытывают конфликт мотивов. Например, ученик постепенно делает выбор – стремиться к успеху или избегать неудач. В конфликт могут вступать, например, мотив достижения и социальный мотив. Ученик, стремящийся к личным достижениям, может скрывать свои знания в классе, где преобладает н ...
Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.