После обучения детям предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Повторяют правила соединения фигур). Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктуют последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды.
После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора.
Диктант для первой серии.
«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Диктант второй серии.
«Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант третьей серии.
«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Оценка результатов:
Каждое правильное соединение оценивают в 2 балла. (Правильным считается соединение, соответствующее диктанту.) Штрафные баллы - по одному - начисляются:
- за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
- за разрывы (пропуски зон соединения) между правильными соединениями.
Все остальные виды ошибок не учитываются.
Дети, набравшие 71-72 балла по данной методике имеют высокий уровень; средний уровень имеют дошкольники, набравшие 43-70 баллов; и если ребенок по данной методике набрал ниже 42 баллов, то его готовность к учебной деятельности определяется как низкая.
По результатам проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были составлены сводные таблицы полученных данных по каждой группе детей отдельно. Для более отчетливого понимания общей картины результатов исследования была составлена общая сравнительная таблица данных по обеим группам, где отражены не только количество детей по каждому уровню подготовленности, но и определено их процентное соотношение.
Проведем анализ полученных результатов исследования по тесту Керна-Йерасека с помощью данных таблиц.
Итак, прежде всего необходимо обратить внимание, что по результатам проведения первой методики среди исследуемых детей нет дошкольников, обладающих высоким уровнем подготовленности к процессу обучения в школе.
В то же время считаю необходимым акцентировать внимание на то, что дети с низким уровнем подготовки к обучению в обеих исследуемых группах составляют 30 и 35% соответственно. Поэтому основное внимание при построении экспериментальной программы по подготовке к школе будет непосредственно обращено на работу с детьми именно такого уровня развития.
В целом можно охарактеризовать общий уровень подготовки детей к процессу обучения в школе как хороший, но недостаточно высокий. Так в экспериментальной группе у 70% детей наблюдается средний уровень подготовленности. В контрольной группе количество детей со средним уровнем составило 65%.
Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста
Эффективности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка; сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня са ...
Картосхема при обучении географии
Одним из методических приемов, способствующих усвоению карты, является вычерчивание карт на классной доске. По ходу изложения учитель создает на классной доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемого материала. В картосхемах вводится только самые важные данные, что нужно запомнить. Ос ...
Театрализованная игра как один из видов игр дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.