Прежде всего, она является для детей младшего школьного возраста одним из существенных средств отражения и познания мира. Вместе с тем самодеятельность предоставляет возможность самовыражения и утверждения переживающей период становления личности. Младший школьник стремится обогатить свой опыт. Ему присуще стремление выразить себя, свое понимание жизни, проявить свою творческую активность. Ребенок постоянно накапливает знания о мире, человеческих отношениях, представления об эстетических сторонах действительности, художественных явлениях искусства.
Естественной потребностью детей является стремление к общению и самовыражению. Они не могут держать накопленное духовное богатство только в себе и стремятся выразить свои переживания, представления о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом в собственной деятельности и отношениях. Именно этим объясняется то обстоятельство, что младшие школьники, как правило, хотят заниматься сразу в нескольких художественных кружках.
Другая функция самодеятельности по отношению к развивающейся детской личности заключается в том, что она эффективно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, разучивают, стихотворения, ставят разнообразные пьесы. В практике работы школ самодеятельность неразрывно увязывается с широким и глубоким эстетическим просвещением. Тем самым- с наибольшей активностью осуществляется познание детьми жизни, расширение их жизненного и эстетического опыта.
Художественная самодеятельность является важным фактором развития эмоциональной сферы ребенка. Эстетическое отношение человека к действительности и искусству есть отношение идейно-эмоциональное. Глубокие эстетические чувства возникают в процессе воздействия на человека эстетических явлений искусства и действительности. Они являются результатом эстетических переживаний, определенной эмоциональной культуры.
Область художественной самодеятельности представляет собой практическую сферу культивирования эстетических чувств детей. Жизненный опыт эстетического отношения школьников к действительности и искусству нередко бывает ограничен. Ему на помощь приходит художественная самодеятельность. В процессе изобразительного, литературного или театрального творчества младшие школьники развивают свое воображение, обогащается и углубляется сфера их эмоциональных переживаний.
« . Всякое построение фантазии, — справедливо замечал Л. С. Выготский, — обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством . и именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов».
Работа с детьми в области искусства дает возможность педагогам практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания тех или иных произведений искусства, видов художественной самодеятельности.
Необходимо подчеркнуть, что самодеятельность знакомит школьников с самим процессом художественного творчества, развивает их способности, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, дает возможность испытать наслаждение в процессе творческого труда. Когда ребенок исполняет роль в какой- либо пьесе, он так или иначе перевоплощается, ставит себя на место воображаемого героя.
Особенности невербального общения в деятельности современного педагога
дополнительного образования
Содержанием труда педагога дополнительного образования является содействие психическому развитию воспитанника, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоен ...
Лингвистические и психолингвистические основы изучения связной речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...
Методика проведения процесса эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии
кулинарии и результаты экспериментальной работы
Эксперимент проводился на базе Бараниковской средней образовательной школы № 43. В экспериментальной работе участвовали: доктор педагогических наук, профессор Заречная Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор Щеколдин Аркадий Гаврилович, старший преподаватель-методист Лукьяненко Алекс ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.