Важной педагогической особенностью самодеятельности, обусловливающей эстетическое отношение к ней со стороны детей, является возможность постоянного творческого индивидуального выражения накопленных художественных представлений, сопровождающихся эстетической радостью.
Значительную роль играет самодеятельность в удовлетворении общественных интересов и стремлений учащихся.
Самодеятельность привлекает детей не только потому, что предоставляет возможность для творчества и удовлетворения общественных стремлений. Она способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка, решению проблемы коллектива и личности, снятию возникающих в коллективной жизни противоречий.
Детский коллектив — решающий фактор воспитания и организации жизни. Он предоставляет школьникам реальные условия для всестороннего развития. Но группа детей не может сплотиться в коллектив, создать условия, необходимые для развития личности, если ребятам не будут предложены такие виды самодеятельности, в которых каждый ребенок мог бы себя проявить.
Еще одна сторона художественной самодеятельности, играющая немаловажную роль в формировании детских эстетических отношений, состоит в том, что с ее помощью ребенку предоставляется неограниченная возможность духовного общения, передачи своих переживаний окружающим, получения удовлетворения от разделенной радости. Понимание, поддержка "коллектива становится мощным стимулом для активной деятельности, роста личности. Когда в качестве формы общения, выражения мысли, чувств и переживаний выступает художественная самодеятельность, тогда школьник делится своей радостью как художник, и окружающие получают эстетическое удовольствие.
Грани детской художественной самодеятельности нельзя изолировать друг от друга. Их единство делает художественную самодеятельность' важным элементом эстетической организации всей детской жизни. Художественная самодеятельность, развивая и углубляя эстетическое отношение ребенка к действительности, готовит почву для более тонкого понимания искусства, эмоционально более богатого переживания заложенных в художественных творениях идей. На фоне широко развернутой художественной самодеятельности в значительной мере повышается воспитательная эффективность самых различных разнообразных форм эстетического просвещения, широко используемых в школе.
Юному зрителю нередко бывает трудно осмыслить увиденное, он часто останавливает внимание на второстепенном, не запоминая узловых эпизодов спектакля.
Особенности восприятия детей младшего школьного возраста заключаются в том, что, с одной стороны, им свойственна гибкость воображения, а с другой — у них мало личного опыта, не развит художественный вкус, низок уровень обобщения. Для того чтобы учащиеся оценили спектакль как целостное художественное про изведение, постигли его идейно-художественную суть, необходима специальная подготовка ребенка.
Воспитание эстетической оценки прежде всего зависит от художественного вкуса ребенка, развитие которого является одной из главных задач эстетического воспитания. Для того чтобы оценить красоту, суметь создать прекрасное в человеческих отношениях и в искусстве, нужно развивать художественный вкус. Эстетический вкус подразумевает культуру правильного отбора высокохудожественных произведений. Важным фактором при этом является социальная среда. Личность, обладающая высоким художественным вкусом, выявляет, как правило, активное отношение к прекрасному в жизни и искусстве. Как сочетаются индивидуальный и общественный вкус и что требуется для воспитания художественного вкуса? Воспитание эстетического вкуса личности в общеобразовательной школе можно осуществить только в целостной системе художественного и нравственного воспитания.
Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...
Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников в учебной деятельности
Чем старше становится ребенок, тем все большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность - учебная. Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта с ...
Профессионально-педагогическое
образование в России с 1917 г. по XXI век
После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального образования (1917–1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государственность, всеобщая трудовая подготовка, доступность, преемственность, бесплатность, светскость, комму ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.