На данном этапе было выделено две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе был проведен составленный нами комплекс упражнений направленных на развитие восприятия лирических произведений у детей старшего дошкольного возраста.
В занятиях использовались различные игровые, музыкальные, художественные моменты, что делало занятия более доступными и интересными для ребят.
Занятие № 1
Знакомство с произведением С. Есенина “Поет зима – аукает”
Ведущий: Сегодня нас ждет много интересного, но прежде чем мы начнем работать, догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.
Обращает внимание на репродукции.
Ведущий: Правильно, речь пойдет о зиме.
Звучит "Танец снежинок" композитора М. Минкова, крутится блестящий шар.
Ведущий: Что вы представляете, слушая музыку о зиме. Кто смог почувствовать зиму?
С помощью чего композитор помог нам почувствовать зиму?
Теперь ребята посмотрите на эти картины. На них изображена зима. Представьте себя участниками изображенного. Что вы чувствуете? Почему?
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Донес художник до нас то, что хотел, с помощью кисти и красок?
Мы с вами послушали музыку, рассмотрели рисунки и фотографии с изображением зимы, и каждый раз, испытывали определенные чувства. А как вы думаете, если мы послушаем слова о зиме, сможем ли мы почувствовать что-то похожее?
Послушайте, пожалуйста, стихотворение о зиме написанное Сергеем Есениным.
Чтение стихотворения С. Есенина “Поет зима – аукает”
Ведущий: А теперь, что бы лучше понять, что же описывает поэт в своем произведении, давайте разберем все стихотворение по частям
Ведущий читает вслух законченными смысловыми частями.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка .
Ведущий: Что вы представили?
Что такое сосняк?
В тексте встретилось слово "стозвоном". Поэт сам придумал его. Догадайтесь, как оно образовано? Что автор хотел выразить этим словосочетанием? А как это зима "аукает" этими звуками? Почему этими звуками можно убаюкать лес?
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака .
Ведущий: Как плывут облака? Почему автор назвал облака седыми? Почему они уплывают в далекую страну?
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна .
Ведущий: Что такое метелица? Как это – "стелется ковром"?
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна .
Ведущий: Какую картину вы представили?
.Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней .
Ведущий: Как мы прочитаем эти строчки?
.А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней .
Ведущий: Тут уже началась настоящая буря с воем.
.И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Ведущий: Почему пташки не спят, а дремлют? Какое слово к слову "пташки" помогает нам представить, как они беззащитны перед разбушевавшейся стихией?
А теперь давайте представим, что кто-то из вас маленькая снежинка, кто-то воробышек, может быть кто-то вьюга, а кто-то облако и немножечко потанцуем под музыку.
Психофизиологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст требует определенного уровня психофизиологического развития, обеспечивающего оптимальную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ. Длительность, постепенность и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организм ...
Современные технологии
учебно-воспитательного процесса
Существует множество определений технологий обучения, в которых, как отмечает Г.К. Селевко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности: 1. Концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). ...
Эксперимент 2010
В апреле 2010 года в 19 пилотных регионах России, включая московский, стартовал эксперимент по введению программы ДНК в школьный курс. В рамках этого эксперимента ДНК будет преподаваться в четвертых классах в течение двух лет. Если преподавание в 19 регионах в течение этих двух лет покажет, что сер ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.