Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи

Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи

Страница 3

Вот несколько первых сочинений:

«Когда я веточку принесла домой, она была в льдинках, замёрзшая. Я налила ей воды. Прошло несколько дней. Веточка ожила и распустила листики» (Момот Вита) (Ошибка одна: налела).

«Я эту веточку срезала возле школьного двора. Я её поставила на окно в маленькую баночку. Она с каждым днём всё больше и больше распускается. Я через день меняю воду. Я наблюдаю за ней» (Десятова Ира) (Ошибка: наставила).

«Я срезала веточку в саду. У моей веточки уже маленькие зелёные почки: Моя веточка стоит в вазе. Я за своей веточкой ухаживаю. Я через день меняю воду» (Клменко Таня) (Ошибок нет).

Самая короткая работа у Гали Михалевой: «Я эту веточку срезала. У меня она уже распустилась. Очень маленькие зелёные листочки» (Ошибка: лесточки).

Таковы первые несложные самостоятельные наблюдения и описания.

Самым ценным качеством первых творческих работ является искренность (этим они напоминают детские рисунки, где часто нет еще техники, но восприятие окружающего излито с такой подкупающей непосредственностью, с таким ярким, детским, своим видением). Вот это качество - искренность высказываний - особенно надо стараться сберечь в детских работах.

Работы учеников ценны тем, что дети видят предмет, отличают в нем изменения: «Она была в льдинках, замёрзшая», «У моей веточки уже маленькие зелёные почки», «Она с каждым днём всё больше и больше распускается». И детали, отмеченные детьми, и словарь, указывают на то, что дети отличают, видят эти изменения, происходящие на их глазах: «была в льдинках .», «уже маленькие зелёные почки», «с каждым днем .» и т.д. Дети становятся наблюдательнее и умнее, могут рассказать, назвать точнее, что они видят.

Программа, разработанная под руководством профессора Л. В. Занкова, предполагает множество экскурсий в природу, на производство, в музей. Конечно, каждая экскурсия - это событие в жизни класса. Учащиеся любят писать о своих впечатлениях, рассказывать об увиденном. Вот работы, написанные первоклассниками в апреле после экскурсии в аэропорт:

«Экскурсия в аэропорт была очень интересной. Мне понравился самолёт АН-10. Я на нём когда-то летала. Он мощный, четырёхмоторный, удобный. Хорошо смотреть самолёты на земле, а еще интереснее летать на них. (Уршанская Лена) (Ошибки: мощный, четырёх моторный).

«Когда мы подъехали к аэропорту, то увидели, как два самолёта сделали посадку. Потом экскурсовод нам показала самолёты АН-10А, АН-10 и «Пчёлку». Мы смотрели, как взлетают и садятся самолёты. Потом мы входили в самолёт. Там маленькие окошки и очень удобные кресла. Если человеку плохо, он нажимает кнопку и ему дают конфетку. Нам показали и кабину самолёта. Там много разных лампочек и кнопочек. Интересно было нам». (Шикула Лена) (Ошибки: есле, канфетку; не поставлены запятые.)

В этих сочинениях также проявляется умение детей видеть детали: «маленькие окошки, удобные кресла», «много разных лампочек и кнопочек».

Большое значение в системе Л.В. Занкова придается и работе по картинам. Дети рассматривают картины на уроках чтения, а учитель обучает детей смотреть картину. А сочинения по картине начинаются в конце апреля.

Чтобы преодолеть орфографический барьер в I классе на уроке, когда пишутся сочинения, у каждого учащегося на парте орфографический словарь для начальных классов. Пользоваться словарем их обучили заранее, как только ребята усвоили алфавит. Кроме того, можно спросить правописание любого слова, которое затрудняет учащегося у учителя.

Ошибки в таких работах, конечно, есть, но главным образом у тех учеников, которые не умеют распределять свое внимание между двумя сторонами работы и, увлекаясь рассказом, забывают следить за правописанием слов. Но таких работ мало. Обычно, ошибок в сочинениях не больше, чем в диктантах. Есть и такие ребята, которые дотошно проверяют каждое слово или по словарю, или у учителя и сдают работы без единой ошибки.

Во II классе вопросов по правописанию слов во время сочинения становится все меньше, относятся они в основном к правописанию глаголов, наречий. А когда случаются вопросы на изученные правила, то учитель не просто подсказывает, а помогает вспомнить их. Анализ всех орфографических ошибок проводится после каждого сочинения, считая эту работу обучающей.

Итак, сочинения первоклассников невелики по объему, в них есть и грамматические, и стилистические ошибки, но главная ценность их в том, что они заставляют учащихся самостоятельно думать, наблюдать, писать о том, что видят, наблюдают.

Во II классе материал, над которым проводятся наблюдения, сопоставления, становится все сложнее. На уроках чтения сравниваются уже не грибы и цветочки, а герои произведений, например, Чука и Гека, Гавроша и Пепе. Сравнивают стихи разных поэтов об осени, о весне - по настроению и звучанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Формирование знаний об окружающем мире у нормально развивающихся детей
Процесс становления детских представлений об окружающем мире давно интересовал ученых-психологов. Вместе с тем, с точки зрения «объектной» составляющей картины мира представления детей об окружающем специально в детской психологии не рассматривались. Исследователи, говоря о картине мира ребенка, де ...

Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Игра не возн ...

Система работы по обучению культуре иноязычного общения
Можно выявить основные вопросы, непосредственно касающиеся методики обучения культуре иноязычного общения, которые целесообразно объединить в четыре группы. К первой группе относится вопрос о том, как должны соотноситься друг с другом в процессе обучения компоненты культуры общения: следует ли на к ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0114