Вот несколько первых сочинений:
«Когда я веточку принесла домой, она была в льдинках, замёрзшая. Я налила ей воды. Прошло несколько дней. Веточка ожила и распустила листики» (Момот Вита) (Ошибка одна: налела).
«Я эту веточку срезала возле школьного двора. Я её поставила на окно в маленькую баночку. Она с каждым днём всё больше и больше распускается. Я через день меняю воду. Я наблюдаю за ней» (Десятова Ира) (Ошибка: наставила).
«Я срезала веточку в саду. У моей веточки уже маленькие зелёные почки: Моя веточка стоит в вазе. Я за своей веточкой ухаживаю. Я через день меняю воду» (Клменко Таня) (Ошибок нет).
Самая короткая работа у Гали Михалевой: «Я эту веточку срезала. У меня она уже распустилась. Очень маленькие зелёные листочки» (Ошибка: лесточки).
Таковы первые несложные самостоятельные наблюдения и описания.
Самым ценным качеством первых творческих работ является искренность (этим они напоминают детские рисунки, где часто нет еще техники, но восприятие окружающего излито с такой подкупающей непосредственностью, с таким ярким, детским, своим видением). Вот это качество - искренность высказываний - особенно надо стараться сберечь в детских работах.
Работы учеников ценны тем, что дети видят предмет, отличают в нем изменения: «Она была в льдинках, замёрзшая», «У моей веточки уже маленькие зелёные почки», «Она с каждым днём всё больше и больше распускается». И детали, отмеченные детьми, и словарь, указывают на то, что дети отличают, видят эти изменения, происходящие на их глазах: «была в льдинках .», «уже маленькие зелёные почки», «с каждым днем .» и т.д. Дети становятся наблюдательнее и умнее, могут рассказать, назвать точнее, что они видят.
Программа, разработанная под руководством профессора Л. В. Занкова, предполагает множество экскурсий в природу, на производство, в музей. Конечно, каждая экскурсия - это событие в жизни класса. Учащиеся любят писать о своих впечатлениях, рассказывать об увиденном. Вот работы, написанные первоклассниками в апреле после экскурсии в аэропорт:
«Экскурсия в аэропорт была очень интересной. Мне понравился самолёт АН-10. Я на нём когда-то летала. Он мощный, четырёхмоторный, удобный. Хорошо смотреть самолёты на земле, а еще интереснее летать на них. (Уршанская Лена) (Ошибки: мощный, четырёх моторный).
«Когда мы подъехали к аэропорту, то увидели, как два самолёта сделали посадку. Потом экскурсовод нам показала самолёты АН-10А, АН-10 и «Пчёлку». Мы смотрели, как взлетают и садятся самолёты. Потом мы входили в самолёт. Там маленькие окошки и очень удобные кресла. Если человеку плохо, он нажимает кнопку и ему дают конфетку. Нам показали и кабину самолёта. Там много разных лампочек и кнопочек. Интересно было нам». (Шикула Лена) (Ошибки: есле, канфетку; не поставлены запятые.)
В этих сочинениях также проявляется умение детей видеть детали: «маленькие окошки, удобные кресла», «много разных лампочек и кнопочек».
Большое значение в системе Л.В. Занкова придается и работе по картинам. Дети рассматривают картины на уроках чтения, а учитель обучает детей смотреть картину. А сочинения по картине начинаются в конце апреля.
Чтобы преодолеть орфографический барьер в I классе на уроке, когда пишутся сочинения, у каждого учащегося на парте орфографический словарь для начальных классов. Пользоваться словарем их обучили заранее, как только ребята усвоили алфавит. Кроме того, можно спросить правописание любого слова, которое затрудняет учащегося у учителя.
Ошибки в таких работах, конечно, есть, но главным образом у тех учеников, которые не умеют распределять свое внимание между двумя сторонами работы и, увлекаясь рассказом, забывают следить за правописанием слов. Но таких работ мало. Обычно, ошибок в сочинениях не больше, чем в диктантах. Есть и такие ребята, которые дотошно проверяют каждое слово или по словарю, или у учителя и сдают работы без единой ошибки.
Во II классе вопросов по правописанию слов во время сочинения становится все меньше, относятся они в основном к правописанию глаголов, наречий. А когда случаются вопросы на изученные правила, то учитель не просто подсказывает, а помогает вспомнить их. Анализ всех орфографических ошибок проводится после каждого сочинения, считая эту работу обучающей.
Итак, сочинения первоклассников невелики по объему, в них есть и грамматические, и стилистические ошибки, но главная ценность их в том, что они заставляют учащихся самостоятельно думать, наблюдать, писать о том, что видят, наблюдают.
Во II классе материал, над которым проводятся наблюдения, сопоставления, становится все сложнее. На уроках чтения сравниваются уже не грибы и цветочки, а герои произведений, например, Чука и Гека, Гавроша и Пепе. Сравнивают стихи разных поэтов об осени, о весне - по настроению и звучанию.
Методические рекомендации по
организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в
школе
Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфические особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сенсорному и интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В систему заданий для формирования графических навыков у детей включены все виды изобразительной деяте ...
Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей: 1. Принцип всеобщности и доступности — возможност ...
Основные понятия инноватики
Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение. Новшество: - идея, являющаяся для конкретного лица новой; - средство (новый метод). Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не изве ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.