Второй класс - это новая ступень в умении наблюдать, первая ступенька в развитии. Это ясно обнаруживается в сочинениях. Например, в сочинениях по картине «Голубая весна» ребята писали так: «Весной небо синее, а солнце светит ясно. На берёзах нет ещё ни одного листочка. На земле осталась прошлогодняя трава, она жёлтая, а на ней тени от берёз. Мне очень понравилась эта картина тем, что она вызывает хорошее настроение». (Халемская Лена) (Ошибок нет, не поставлены только запятые).
«Очень голубое небо. Стройные берёзы выстроились в ряд. Ещё ранняя весна. Солнце светит по-весеннему. От берёз протянулись длинные тени. Они голубые, не знаю, почему они так изображены на картине. Мне эта картина нравится тем, что художник выбрал светлые краски» (Наумов Игорь) (Ошибок очень много).
«Небо синее и прозрачное - это настала весна. Стоят белые, нежные берёзки. Они высокие и тонкие. Тени от берёз и вечнозелёных елей падают на золотую траву. Вдали виднеются кусты орешника. Я очень люблю весну». (Маслова Оля) (Ошибки: несколько пропусков букв).
«Весной берёзы ещё голые. Белый ствол прохладный даже в самую жару. Потому что белый цвет отражает солнечные лучи. Прошлогодняя трава жёлтая, ходить по ней мягко. Весной небо начинает голубеть» (Садковая Люда).
В сочинениях по картине в I классе дети перечисляют пока главным образом основные предметы, нарисованные на ней. Во II классе они уже подмечают: «от берёз протянулись длинные тени», «берёзы высокие и тонкие», «берёзы ещё голые», «небо начинает голубеть», указывают в отдельных случаях оттенки цвета: «художник выбрал светлые краски», «белые, нежные берёзки», «на золотую траву», «трава жёлтая».
Содержательнее, шире стали собстственные наблюдения учащихся над природой, интереснее описания. Вот сочинение Уршанской Лены «Весеннее утро» по собственным наблюдениям: «Утро сегодня было тихое, пасмурное, потому что ночью шёл дождь. Ночь . ни малейшего ветерка, деревья и веткой не шелохнут. Кажется, будто весь мир стал каменным. Небо серое неприветливое. Даже птиц мало. Редко перелетит птица с дерева на дерево. Хоть погода и невесёлая, дождь этот полезный, он польёт деревья и молодые побеги травки. Они станут лучше расти» (Ошибок нет, не расставлены запятые).
Или другое сочинение: «Однажды утром я проснулась и посмотрела в окно. Солнце только всходило. На небе были облака. Солнышко позолотило облако и казалось, что по небу плывёт пароход. Небо показалось мне морем с маленькими и большими белыми островами .» (Шварц Лена).
Сочинение «Зима отступает». «Я люблю зиму. Но в этом году зима была слишком злая, холодная. Намело огромные сугробы. Я залезала на сугробы и не проваливалась, потому что они замёрзли. На солнце и вечером, когда светят фонари, снег искрится. Сейчас снег потемнел, сугробы уменьшились, не искрятся на солнышке, но зато набухают почки, становится теплее, сквозь снег проглядывает асфальт. Наступает ранняя весна, приносит тепло. Стали утихать сильные ветры. Зима начала отступать! Мне жалко расставаться с зимой. Но что тут сделаешь?» (Шикула Лена) (Ошибки: расставаться без ь, запятые).
Ученики сильно продвинулись в развитии, и сочинения их и по мысли, и по охвату явлений, и по языку стали богаче. Если в I классе дети наблюдали и описывали изменения только в одном предмете, то в этих сочинениях они уже раскрывают более сложные и более тонкие процессы, изменения во всей природе. Отмечают, прежде всего, состояние природы, как она представлялась автору сочинения вначале: «Утро сегодня было тихое, пасмурное», «ни малейшего ветерка». Или: «Однажды утром я проснулась и посмотрела в окно. Солнце только всходило» и т.п. Затем передают динамику, тонкие, едва заметные изменения в природе: «Редко перелетит птица с дерева на дерево», «Солнышко позолотило облако, и казалось, что по небу плывет пароход», «Сейчас снег потемнел, сугробы уменьшились, не искрятся на солнышке, но зато набухают почки . сквозь снег проглядывает асфальт».
Язык сочинений тоже заметно изменяется. Он становится более выразительным, образным: «Кажется, будто весь мир стал каменным», «Солнышко позолотило облако, и казалось, что по небу плывёт пароход. Небо показалось мне морем с маленькими и большими белыми островами».
Никакие наблюдения учителя над учащимися, никакие беседы не могут сравниться с тем, что дают сочинения для проникновения во внутренний мир ребенка. Сочинения, где требуется дать оценку предмета, становятся более широкими. Характеристики таких сочинений требуют от учителя наиболее чуткого отношения к их оценкам.
В марте ребята писали сочинение о маме. Учительница заметила, что Вита Богатикова, отличница, у которой всегда интересные сочинения, весь урок нервничает и сдает сочинение в три строчки: «Моя мама хорошая. Она заботится обо мне. У меня нет друга лучше мамы».
Практическая работа социального педагога по поддержке семьи в условиях
общеобразовательной школы
Практическая работа в сельской общеобразовательной школе с.Уткалево Белорецкого района по поддержке семьи проводилась в течении 5 недель, где принимали участие учащиеся 5-11 классов в количестве от 80 – 120 детей и подростков. Цель практической работы: совершенствование программы по поддержке семьи ...
Учебная фирма как образовательная технология
Технология учебных фирм достаточно часто применяется в учебном процессе начального и среднего профессионального образования и заключается в имитации работы реально действующего предприятия (фирмы). В соответствии с классификацией педагогических технологий выше названная технология является моделиру ...
Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников. Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качес ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.