Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи

Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи

Страница 2

Работа по развитию мышления и речи с каждой четвертью, с каждым годом усложняется тем, что все сложнее и разнообразнее становятся те предметы, которые дети наблюдают и сравнивают. Среди методистов издавна ведется спор о том, когда, в каких классах можно предлагать учащимся письменные творческие работы, сочинения. Методистов и педагогов очень пугает возможность орфографических ошибок у таких малограмотных людей, какими являются учащиеся I-II классов.

Таким доводам очень убедительно возражала М.А. Рыбникова. Она писала, что учителя, которые страшатся «сочинений и изложений из-за возможности ошибок, напоминают мамашу, которая не позволяет ребенку встать со стула из боязни, что он расшибет себе нос. Но ведь, если так поступать, ребенок никогда не научится ходить. А это неизбежно: начнет ходить - будет падать, но, в конце концов, научится ходить. И вот также надо решиться учить писать. Сначала будет расходиться орфография со стилем, но, в конце концов, это уравняется, выработаются навыки, и ребенок начнет писать что-то содержательное и интересное».

Ниже мы приводим беседу с учительницей В.М. Макаровой (школа № 2 г. Губкина), работающей по системе Л.В. Занкова.

- Какие темы для сочинений вы даете в I классе?

- Темы даются близкие, понятные и интересные учащемуся. Тема всегда объясняется на том уроке, когда пишется сочинение. Чаще бывают темы, которые требуют предварительных, самостоятельных наблюдений учащихся, например, «Осеннее утро», «Зима отступает» и подобные. Тогда, не объявляя, что это станет темой сочинения, даю ребятам задание что-то самостоятельно понаблюдать в природе и даже сопровождаю задание небольшим инструктажем: когда, что наблюдать. Иногда такие же задания по самостоятельному наблюдению в природе ребята получают и перед уроками чтения.

- Вы даете писать сочинение на дом?

- Все сочинения ребята пишут только в классе, иначе есть опасность, что соавторами их выступят родители, дедушки, бабушки.

- Все-таки учите ли вы описанию предмета в сочинениях?

- Чтобы научить детей видеть предмет со всех сторон, различать его форму, величину, окраску, даю сочинения - описание предметов. Если дается тема, требующая описание предмета, то вспоминается (устно), о чем надо рассказать: 1) части предмета, 2) форма, 3) величина, 4) материал, 5) цвет, 6) назначение предмета и т.д. В I классе учащиеся описывали в сочинениях различные предметы: парту, пенал, портфель, доску, стол, окно, форму предметов, их окраску.

Для примера возьмем сочинение Гумельчинского Вадима: «В нашем классе три окна. Рамы у них деревянные. Они бежевого цвета. На рамах ручки. Для того, чтобы открывать и закрывать окна. Стекла прозрачные, потому что мамы вымыли их».

Дейч Саша описывает классную доску так: «Классная доска большая, деревянная и покрыта линолеумом. Доска коричневая. С чёрным ободком. На ней есть клетки и косые линейки. На доске мы пишем».

Продолжая беседу с учительницей, выясняем тематическую сторону сочинительской деятельности ребят. Она говорит, что в первом классе детям даются темы, требующие оценки явлений. В частности, дети написали сочинения на тему «Какие уроки мне нравятся?»

Вот несколько работ на эту тему.

«Я люблю уроки математики. Я люблю думать и измерять отрезки, решать примеры с «х». Мне нравятся ещё уроки географии. На этих уроках мы узнаём о земном шаре и о природе .» (Момот Вита) (Ошибка: нравется).

«Мне нравится урок географии. Нам рассказывают, почему на свете холодные и жаркие страны. Мы читали про зверей на Северном полюсе. Мы смотрим глобус. Я люблю все уроки» (Урщанская Лена).

«Мне нравится урок рисования. Он мне нравится тем, что я рисую все лучше. Я по рисованию получаю одни пятёрки. Вера Михайловна сказала, что я могу стать художником» (Лебедев Юра) (Ошибок нет).

«Мне нравятся уроки физкультуры. Они мне нравятся потому, что можно укрепить мускулы» (Ронкин Вова).

- Я вижу, что в этих сочинениях уже есть не только выражение своей оценки, но и аргументация выраженного отношения - почему они нравятся: «Я люблю уроки математики. Я люблю думать и измерять отрезки, решать примеры с «х», «Мне нравится урок рисования. Он мне нравится тем, что я рисую всё лучше» и т.д.

Очень интересны сочинения о природе. Первое сочинение ребята писали в феврале, а тема его возникла на экскурсии в природу, которая проводилась в конце января. Наблюдая зимнюю природу, кто-то из ребят сказал: «Кусты голые и замерзшие». И тут же появилась мысль, а что если среди зимы срезать веточку, поставить в воду и понаблюдать, появятся на ней листочки или нет. Учитель не спешит подсказывать ответ. Лучше проверить. Принесли ножик и осторожно срезали каждому ученику по веточке орешника. Задание - понаблюдать. Сначала поступали устные сообщения, а потом ребята написали первое сочинение. Называлось оно - «Моя веточка».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Источники инновации в ДОУ
Источниками инновационной работы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения и целеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем. В целеполагании: несбалансированность целей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторских программах, у п ...

Эмпирическое исследование уровня тревожности детей младшего школьного возраста
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Хотя многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными ме ...

Российское образование в 30–80‑х гг
Сложившаяся к началу 30‑х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее ц ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1226