В чем дело? Возникает множество догадок. Неужели ей неинтересна эта тема? Неужели она не испытывает глубоких чувств? Может, она скупа в проявлении чувств? Учитель ничего не говорит Вите о ее сочинении. Но несколько раз, как бы случайно, ненамеренно заговаривает с ней о маме и, наконец, узнает: Вита очень стыдится того, что ее мама торгует в магазине.
Саша Гладун чистосердечно признается в сочинении, что на выставке японского искусства ему ничего не понравилось. Учитель не упрекает Сашу ни в чем, боясь спугнуть его откровенность, но понимает, что мальчик эстетически неразвит, глух еще к прекрасному, и на нем лежит ответственность за то, откроется ли Саше мир красоты, мир искусства.
А вот сочинение Иры Кобец радует. Она - слабая ученица, немного отставала от класса в своем развитии. Но о весенних каникулах она написала так: «Я никуда на каникулы не ходила и не ездила. Мне было скучно. Я наблюдала за молодой травой, когда гуляла, это было самое интересное». Ира видела, как растет травка, и это доставляло ей удовольствие, и это показало, как растет Ира.
Сочинения проверяются в тот день, когда они написаны, а на следующей день, когда все еще свежо в памяти, проводится их разбор, анализ.
В I классе учительница подробно разбирала каждую работу. Теперь она только читает работу, сама никак не комментируя, а предоставляя самим ребятам выступить с оценкой (всегда обоснованной), самим определить достоинства и недостатки работы. Ребята с присущей всем критикам строгостью обсуждают малейшие отступления от темы, тонко подмечают, когда наблюдения берутся напрокат из книги, а не являются собственными, исправляют стилистические ошибки и повторы. Вот несколько примеров.
Читаем сочинение Оли Масловой «Весеннее утро».
«Весеннее утро. Ночью пошёл дождик. А позже разгорится день, днём будет тепло. Близится май, ещё 15 дней. И май. Весна очень весёлая - всех веселит. Мне нравится весна, а ещё больше нравятся птицы. Мне хочется узнать, как птицы строят гнёзда. Среди птиц есть зелёный профессор - дятел. Дятел выдалбливает противных жучков - короедов. Не меньше дружит с зеленью кукушка. Кукушка ест волосатых и других гусениц. Другие птицы не могут есть таких гусениц. Но кукушке лень сидеть на яйцах. Кукушка подбрасывает яйца, из которых выведутся кукушонки. А когда, например, у соловьихи вылупливаются детеныши, среди них кукушата».
Ребята говорят: «Оля описывает не весеннее утро, а пишет почему-то о птицах. Она не видела их в это утро, а знает об этих птицах из книг. Оля написала не на тему».
Читаем сочинение Вадима Гумульчинского: «15 апреля выдалось утро, дождливое, пасмурное. Небо затянуто тучами. Солнце ещё не вышло из-за туч. Весной погода обманчивая. Например, 13 апреля было+21°, а 15 апреля было +12° .»
Ребята говорят: «У Вадима сочинение не очень интересное, оно похоже на сводку погоды по радио. Он пишет: дождь, температура . Интересных наблюдений нет».
Сочинение Рожкина Вовы: «Когда я проснулся, мне утро сразу чем-то не понравилось. Потом я понял, чем оно мне не понравилось: небо хмурое, на дорогах лужи. По дороге в школу я заметил, что на одних деревьях почки сильно набухают, а на других деревьях появились маленькие листики. Мне от этих листиков стало радостно, и хотя я не мог взять даже одну веточку, я пришёл в школу в весёлом настроении, будто я уносил в своем ранце весь зелёный мир».
Ребята спрашивали: «Вова, ты правда радовался листикам или запомнил рассказ охотника «На озере» из «Живого слова»? Очень похоже получилось на рассказ охотника».
Такая рецензентская работа, как продолжение и дополнение к сочинению, является своеобразным видом работы по развитию мышления и речи.
Таким образом, ученики от первых работ в I классе до конца II класса сделали значительный шаг не только в развитии, но и в умении писать сочинения. В III классе дети решили выпускать «Литературный спутник» - альбом, в котором будут помещаться лучшие сочинения и стихи. В сентябре в «Литературном спутнике» появилось три сочинения. Вот два сочинения:
«Летом. Летом я была у бабушки в деревне. Там высокая гора, а на ней заброшенный сад. Мы часто ходили в этот сад собирать ягоды. Ягод в этом саду очень много. Однажды я пошла одна, только я шла не за ягодами, а за колокольчиками. Нарвав цветов, я села на траву и слушала, как в тишине пели птицы. И вдруг я вспомнила школу, класс со светлыми окнами, свою парту. Я сорвалась с места и побежала вниз. Трава била меня по ногам. Потом я подумала, какое доброе лето» (Шестопалова Люда).
«В воскресенье. Мы вышли из автобуса у леса. Дорога шла песчаная, и ноги увязали в ней. Но вот и ельник. Стали попадаться маслята. Они росли по пять-шесть штук сразу. Потом вышли в сосновый бор. Выло тихо, только ветер пролетал между деревьями. Мы бродили по лесу, напевая весёлые песни. Мне вдруг стало очень весело, мне захотелось поселиться навсегда в лесу. Потом мы повернули в обратный путь. Сели в автобус. Вот и Харьков. Как хорошо, что мы ехали по знакомым улицам, и мне стало смешно, что я думала покинуть его» (Шварц Аня).
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по
проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении
окружающего мира
Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содерж ...
Понятие технологического образования школьников
Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются соц ...
Место компьютера среди других технических средств обучения
и его функции в процессе обучения иностранным языкам
Отличительными характерологическими признаками персонального компьютера в качестве электронного технического средства обучения являются автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами персонального компьютера по сравнению с другими средствами обучения являются: полифункционал ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.