В чем дело? Возникает множество догадок. Неужели ей неинтересна эта тема? Неужели она не испытывает глубоких чувств? Может, она скупа в проявлении чувств? Учитель ничего не говорит Вите о ее сочинении. Но несколько раз, как бы случайно, ненамеренно заговаривает с ней о маме и, наконец, узнает: Вита очень стыдится того, что ее мама торгует в магазине.
Саша Гладун чистосердечно признается в сочинении, что на выставке японского искусства ему ничего не понравилось. Учитель не упрекает Сашу ни в чем, боясь спугнуть его откровенность, но понимает, что мальчик эстетически неразвит, глух еще к прекрасному, и на нем лежит ответственность за то, откроется ли Саше мир красоты, мир искусства.
А вот сочинение Иры Кобец радует. Она - слабая ученица, немного отставала от класса в своем развитии. Но о весенних каникулах она написала так: «Я никуда на каникулы не ходила и не ездила. Мне было скучно. Я наблюдала за молодой травой, когда гуляла, это было самое интересное». Ира видела, как растет травка, и это доставляло ей удовольствие, и это показало, как растет Ира.
Сочинения проверяются в тот день, когда они написаны, а на следующей день, когда все еще свежо в памяти, проводится их разбор, анализ.
В I классе учительница подробно разбирала каждую работу. Теперь она только читает работу, сама никак не комментируя, а предоставляя самим ребятам выступить с оценкой (всегда обоснованной), самим определить достоинства и недостатки работы. Ребята с присущей всем критикам строгостью обсуждают малейшие отступления от темы, тонко подмечают, когда наблюдения берутся напрокат из книги, а не являются собственными, исправляют стилистические ошибки и повторы. Вот несколько примеров.
Читаем сочинение Оли Масловой «Весеннее утро».
«Весеннее утро. Ночью пошёл дождик. А позже разгорится день, днём будет тепло. Близится май, ещё 15 дней. И май. Весна очень весёлая - всех веселит. Мне нравится весна, а ещё больше нравятся птицы. Мне хочется узнать, как птицы строят гнёзда. Среди птиц есть зелёный профессор - дятел. Дятел выдалбливает противных жучков - короедов. Не меньше дружит с зеленью кукушка. Кукушка ест волосатых и других гусениц. Другие птицы не могут есть таких гусениц. Но кукушке лень сидеть на яйцах. Кукушка подбрасывает яйца, из которых выведутся кукушонки. А когда, например, у соловьихи вылупливаются детеныши, среди них кукушата».
Ребята говорят: «Оля описывает не весеннее утро, а пишет почему-то о птицах. Она не видела их в это утро, а знает об этих птицах из книг. Оля написала не на тему».
Читаем сочинение Вадима Гумульчинского: «15 апреля выдалось утро, дождливое, пасмурное. Небо затянуто тучами. Солнце ещё не вышло из-за туч. Весной погода обманчивая. Например, 13 апреля было+21°, а 15 апреля было +12° .»
Ребята говорят: «У Вадима сочинение не очень интересное, оно похоже на сводку погоды по радио. Он пишет: дождь, температура . Интересных наблюдений нет».
Сочинение Рожкина Вовы: «Когда я проснулся, мне утро сразу чем-то не понравилось. Потом я понял, чем оно мне не понравилось: небо хмурое, на дорогах лужи. По дороге в школу я заметил, что на одних деревьях почки сильно набухают, а на других деревьях появились маленькие листики. Мне от этих листиков стало радостно, и хотя я не мог взять даже одну веточку, я пришёл в школу в весёлом настроении, будто я уносил в своем ранце весь зелёный мир».
Ребята спрашивали: «Вова, ты правда радовался листикам или запомнил рассказ охотника «На озере» из «Живого слова»? Очень похоже получилось на рассказ охотника».
Такая рецензентская работа, как продолжение и дополнение к сочинению, является своеобразным видом работы по развитию мышления и речи.
Таким образом, ученики от первых работ в I классе до конца II класса сделали значительный шаг не только в развитии, но и в умении писать сочинения. В III классе дети решили выпускать «Литературный спутник» - альбом, в котором будут помещаться лучшие сочинения и стихи. В сентябре в «Литературном спутнике» появилось три сочинения. Вот два сочинения:
«Летом. Летом я была у бабушки в деревне. Там высокая гора, а на ней заброшенный сад. Мы часто ходили в этот сад собирать ягоды. Ягод в этом саду очень много. Однажды я пошла одна, только я шла не за ягодами, а за колокольчиками. Нарвав цветов, я села на траву и слушала, как в тишине пели птицы. И вдруг я вспомнила школу, класс со светлыми окнами, свою парту. Я сорвалась с места и побежала вниз. Трава била меня по ногам. Потом я подумала, какое доброе лето» (Шестопалова Люда).
«В воскресенье. Мы вышли из автобуса у леса. Дорога шла песчаная, и ноги увязали в ней. Но вот и ельник. Стали попадаться маслята. Они росли по пять-шесть штук сразу. Потом вышли в сосновый бор. Выло тихо, только ветер пролетал между деревьями. Мы бродили по лесу, напевая весёлые песни. Мне вдруг стало очень весело, мне захотелось поселиться навсегда в лесу. Потом мы повернули в обратный путь. Сели в автобус. Вот и Харьков. Как хорошо, что мы ехали по знакомым улицам, и мне стало смешно, что я думала покинуть его» (Шварц Аня).
Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психол ...
Факторы образовательной среды, влияющие на процесс адаптации младших
подростков
Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое ок ...
Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие
науки и просвещения
Михаил Васильевич Ломоносов, сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был ком ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.