В ходе эксперимента мы использовали следующие методы исследования:
1. Диагностика знаний учащихся (блиц-опрос).
2. Анкетирование.
3. Использование ситуаций.
4. Изучение продуктов деятельности учащихся.
Экспериментальная работа проводилась на базе Сузунской средней школы № 1. В эксперименте принимали участие 2 класса6 1 «А» и 1 «Б».
1 «А» класс – экспериментальный, 1 «Б» класс – контрольный.
Эксперимент проводился в 3 этапа:
констатирующий,
формирующий,
контрольный.
Констатирующий эксперимент.
Цель – выявить уровень состояния проблемы.
Выявляли с помощью анкетирования, наблюдения, тестирования, беседы и т. д. Работа проводилась в 1 «А» классе и в 1 «Б» классе.
С первых дней велись наблюдения за каждым учеником. Все, кто работает с младшими классами, знает, что они народ интересный, живой, отзывчивый, готовый в любую минуту прийти на помощь. Но, вместе с тем, у каждого ребенка свой характер, своя индивидуальность, знание которой помогает учителю в работе. Опираясь на наблюдения, нами составлены характеристики 1 «А» и 1 «Б» классов.
Характеристика 1 «А» класса.
Это – класс – лицей с нетрадиционной программой обучения. После основных уроков происходит смена деятельности. Дети с удовольствием занимаются рисованием, танцами, обучаются работе на компьютере.
В классе 18 учеников: 11 мальчиков и 7 девочек. Дети разных способностей, разного уровня воспитанности, работоспособности.
С первых дней учебы выделялась группа детей, которые стремятся во всем быть примерными, серьезно относятся к учебным обязанностям, организованны. Имеют некоторые навыки в чтении, математике, письме. У них очень яркое воображение, эмоциональная речь.
У многих детей есть способности к музыке, танцам, рисованию. Например, Женя П. - очень талантливая девочка. Она хорошо поет и танцует. Неоднократно выступала на классных и общешкольных мероприятиях. Мила М. и Игнат Ф., Алиса В. и Саша Ш. с удовольствием занимаются рисованием, аппликацией и лепкой. Дети с радостью предоставляют свои работы на выставки, проходящие не только в школе, но и в Районном Доме культуры. Коля С. – отлично ориентируется в компьютере.
Эта группа детей занимает очень прочное авторитетное положение в классе. Они благотворно влияют на остальных детей.
Между ребятами уже сложились товарищеские отношения. Они дружны между собой, помогают друг другу.
Характеристика 1 «Б» класса.
Это класс с традиционной программой обучения. В классе 19 учеников: 11 мальчиков и 8 девочек. Дети разного уровня умственного развития, работоспособности и воспитанности.
Практически с первых дней учебы выделилась группа детей, которые серьезно относятся к учебным обязанностям, организованны, имеют некоторые навыки в чтении, математике, письме.
У многих детей есть способности к рисованию, аппликации, лепке. С большим удовольствием занимаются рисованием Марианна К., Дима Ф. А Антон П., Кристина О. любят заниматься аппликацией и лепкой.
В целом между ребятами сложились товарищеские отношения.
Целью констатирующего эксперимента было – выявить уровень знаний той или иной темы младших школьников в двух параллельных классах.
Детям предложили ответить на несколько вопросов о нашем государственном флаге и гербе:
Анкета
Назовите цвета флага нашей страны.
Что означают цвета Российского флага?
Где можно увидеть изображение флага России?
Что представляет собой герб России?
Почему на гербе нашей страны изображен именно двуглавый орел?
Зачем стране нужны герб и флаг?
Какие города-герои вы знаете?
Назовите героев-сузунцев, в честь которых названы улицы нашего поселка.
Назовите семейного героя. Что вы можете о нем рассказать?
Для чего создаются памятники. Пишут стихи, книги, ставят фильмы о войне?
Что дает нам мир?
Что приносит нам война?
Уровень знаний определялся следующим образом:
Высокий уровень – полные и точные ответы на каждый вопрос. Допускались 2-4 неточности, не считающимися грубыми ошибками, или 1 грубая ошибка.
Средний уровень – 2-3 ошибки или отсутствие ответа на 2-3 вопроса.
Низкий уровень – отсутствие ответов на 4 и более вопросов или наличие такого же количества грубых ошибок.
Согласно полученных результатов:
в экспериментальном классе высокий уровень знаний показали 4 ученика, средний – 10, низкий – 4.
в контрольном классе: высокий – 4, средний – 11, низкий – 4 .
Полученные данные диагностики памяти были выражены в процентном отношении к общему числу учащихся в классе, составлена таблица и столбчатая диаграмма.
Таблица 1. Результаты диагностики: знания младших школьников по заданной теме до проведения эксперимента
Критерии |
Уровни |
Экспериментальный класс ( % ) |
Контрольный класс ( % ) |
Знаниевый |
Высокий |
22,2 |
21 |
Средний |
55,6 |
58 | |
Низкий |
22,2 |
21 |
Принципы воспитания в системе А.С. Макаренко
Известный советский педагог и писатель. Принципы воспитания по Макаренко. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие ...
Новые информационные технологии и высшее образование
Информатизация образования сегодня рассматривается сегодня как абсолютное и обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего "информационного общества". В Концепции информатизации высшего образования, утвержденной 28.09.93 г., цель информатизации образования состоит в глоб ...
Общая характеристика игр при обучении учащихся 5–6 классов
В данном параграфе рассматривается свойства игры, основа классификации игр. Анализ педагогической литературы свидетельствует об отсутствии четкого научного определения самого понятия «игры». Понятие игра рассматривается: психологами, педагогами, биологами, экономистами. За многолетние исследования ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.