Рисунок 1 – Диаграмма результатов диагностики: знания младших школьников по заданной теме до проведения эксперимента
После констатирующего эксперимента нами были сделаны выводы. Таким образом, появилась конкретная картина уровня знаний каждого ребенка. Получив данные о численном распределении учеников по уровням развития, мы сконструировали систему его совершенствования.
На формирующем эксперименте была разработана программа, направленная на активизацию познавательной деятельности младших школьников через применение различного рода игр и донесения новой информации до учащихся.
По словам В. А. Сухомлинского урок – это первая искра, зажигающая факел любознательности. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, учитель старается пробудить в них активное восприятие.
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Эффективность средством развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Таким образом, после формирующего эксперимента нами были сделаны выводы: приведенная методика организации дидактических игр, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал, безусловно, стимулирует развитие уже имеющихся умений и навыков детей.
Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента – выявить уровень активизации познавательной деятельности младших школьников, в результате целенаправленной работы педагога.
Выявляли с помощью тестирования, наблюдения, беседы и т. д. Выявляли уровень проблемы среду учеников младших классов.
Данная работа проводилась в 1 «А» и в 1 «Б» классах.
В ходе эксперимента на одном из уроков, была проведена игра «Вспомни соседние полосы флага». Учащимся надо вспомнить, в какой последовательности расположены полосы российского флага. Желающих ответить на этот вопрос достаточно много, но мы выбираем Любу В., так как она очень сильно хотела ответить на этот вопрос.
Учитель: «Люба, назови нам соседку белой полосы флага России.».
Она отвечает : «Голубая».
Учитель: « Молодец, Люба, ты правильно ответила. Дети, назовите соседку красной полосы флага. На этот вопрос отвечает Женя Ф.».
Женя отвечает: « Голубая».
Учитель: «Молодец! Почему и у белой полосы флага, и у красной одна соседка – голубая полоса?».
На этот вопрос отвечает Андрей Б.: «Флаг России – трехполосный. Голубая находится между белой и красной».
Учитель: «Как выглядит флаг России?»
Отвечает Даша М.: «Флаг России представляет собой полотнище с тремя горизонтальными линиями: белой, голубой, красной».
Мы предложили детям ответить на вопросы тестов, на которые они отвечали в начале года. Результаты обрабатывались путем подсчета количества учащихся, относящихся к высокому, среднему и низкому уровням развития.
Диагностируя уровень памяти, мы получили такие результаты:
в экспериментальном классе: высокий уровень знаний показали 6 детей, средний уровень знаний – 11, низкий уровень знаний– 1 ребенок.
в контрольном классе: высокий уровень знаний показали 5 детей, средний уровень знаний - 12, низкий уровень знаний - 2.
Полученные данные были выражены в процентном отношении к общему числу учеников в классе, составлена таблица и столбчатая диаграмма.
Таблица 2. Результаты диагностики: знания учащихся экспериментального и контрольного классов по заданной теме на контрольном эксперименте
Критерии |
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Знаниевый |
Высокий |
33,3 |
26,4 |
Средний |
61,1 |
63 | |
Низкий |
5,6 |
10,6 |
Рисунок 2 – Диаграмма результатов диагностики: знания учащихся экспериментального и контрольного классов по заданной теме на контрольном эксперименте
Таблица 3. Сравнительные результаты диагностики: знания учащихся экспериментального и контрольного классов по заданной теме на контрольном эксперименте
Критерии |
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
До эксперимента % |
После эксперимента % |
До эксперимента % |
После эксперимента % | ||
Знаниевый |
Высокий |
22,2 |
33,3 |
21 |
26,4 |
Средний |
55,6 |
61,1 |
58 |
63 | |
Низкий |
22,2 |
5,6 |
21 |
10,6 |
Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой
проблемы
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на ...
Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших
школьников
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. Обусловлено это рядом причин и факторов. Во-первых, как предшествующий данному возрасту ведущий вид деятель ...
Значение нетрадиционных педагогических форм в
дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития
Основной сложностью в осуществлении дифференцированной технологии в обучающем процессе является то, что данная задача требует особой культуры школы, подготовки учителей, сравнительно малой наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями, продуманная организация труда ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.