Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Главное в считалке – ее ритмическая организация. Отсюда некоторое пренебрежение смыслом в иных считалках.
На эти жанровые особенности считалок и акцентировалось внимание в работе с ними: разучивание текста проводилось путем организации хоровой декламации с притопыванием или прихлопыванием, соответствующим ритмической организации текста.
При заучивании считалок детям предлагались карточки, на одной стороне которых был напечатан текст, на другой – картинка с изображением предметов, о которых идет речь в считалке и которые являются опорными в смысловом отношении. Ребята рассматривали картинку, читали текст и сопоставляли его содержание с картинкой. Такие карточки способствовали быстрому запоминанию и воспроизведению считалок.
Песенки
Очень разнообразны по содержанию и эмоциональной окраске песенки. Первоклассникам вполне доступны хоровые песни шуточного содержания, например "Каравай", "Яблоньа", "Заинька".
Вырастай, яблонька,
Вот такой вышины.
Распускайся, яблонька,
Вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька,
В добрый час.
Потанцуй Танечка,
Поскачи для нас… И т.д.
Не менее интересны для детей при хороводных играх песни календарного цикла, трудовые, такие, как "Просо", "Лен". Напомним:
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
Некоторые игры сопровождаются песенками-приговорками, близкими к дразнилкам. Например, в игре "Дедушка-рожок": "Дедушка-рожок на печи дыру прожег!" Или в "Красках":
Я – монах в синих штанах,
На лбу шишка,
В кармане мышка.
Дети легко улавливают юмор, смеются. Песенки-дразнилки им очень нравятся.
В народных играх есть песенки и бытового и лирического содержания. Такова песенка в игре "Коршун":
Вокруг коршуна хожу,
Ожерелье нижу,
По три ниточки –
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток.
Каждая из таких песенок требует своей манеры исполнения, дополняемой каким-либо действием, движением. Мы их разучиваем с детьми так. Сначала я напевно читаю эту песенку. Дети молча слушают меня. Если песенка длинная, то методом хоровой декламации мы заучиваем ее наизусть. При этом каждый ребенок пробует и предлагает к тексту какие-то свои движения. Класс оценивает предложения, выбирая лучшие. Потом дети становятся в хоровод и я объясняю правила игры. Песня начинается, дети ведут хоровод.
Мелодия вырабатывается как бы сама собой, подсказанная ритмом. Имитировать мотивы, предлагаемые на пластинках, мы в кружке не пробовали. Если же песенка короткая, в несколько слов, дети схватывают ее сразу, легко запоминают и включают в игру в манере мелодекламации.
Обычно на занятии разучивается одна игра с песенкой, которая по желанию детей повторяется два-три раза.
Диалоги
В одних группах игр диалоги заранее известны, их содержание не меняется. Некоторые связаны стихотворным размером и рифмой. Например:
Гуси-лебеди, домой!
Нам нельзя идти домой!
Почему?
Серый волк под горой!
Что он делает?
Конференц-связь по телефонному каналу
Наиболее простым способом использования средств телекоммуникации на пути к виртуальному классу является организация урока на основе конференц-связи по телефонному каналу, или аудиоконференция. Идея состоит в том, чтобы преподаватели и ученики, находящиеся в двух и более разных местах, могли говорит ...
Базовые программно-технические средства создания автоматизированных
учебных курсов
Выбор базовых программно-технических средств разработки является ответственным моментом, поскольку разрабатываемые с их помощью курсы и практикумы должны пройти сертификацию и отбор на соответствие современному уровню образовательных технологий. Эти технологии базируются на процедурах обмена информ ...
Методика организации лекционного занятия
В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах, в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужные иллюстрации. Вводную част ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.