Рис.2.1 Уровни тревожности детей до и после коррекции
Из результатов видно, что снизился высокий индекс тревожности у 25% детей (4 человека). Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, что является нормой.
Проанализировав и сравнив результаты диагностического обследования «до» коррекционной работы и «после», мы проследили динамику снижения тревожности у детей младшего школьного возраста по отношению к ряду типичных жизненных ситуаций.
Так, основные переживания ребенка рассматриваются, как отражение им оценок окружающих и ролей воспринятых им под влиянием общества. Последствием поступка, негативно оцениваемого социальным окружением, является наказание и потеря уважения окружающих, что приводит к утрате чувства собственной безопасности, а, следовательно, нарастанию чувства тревожности.
Как видно из диаграммы ребёнок испытывает чувство дискомфорта в общении, в конфликтных ситуациях, в организации учебной деятельности. Так, 56% детей испытывают тревожность в ситуациях с участием взрослых, 57% школьников тревожны в ситуации ребёнок-ребёнок, у 22% школьников тревожность вызывают типичные жизненные ситуации (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Количество детей, испытывающих тревожность в различных жизненных ситуациях
Использование здоровьесберегающих технологий позволило оказать существенное влияние на преодоление проявлений тревожности у детей в типичных жизненных ситуациях.
Системный и комплексный подход в коррекции позитивно повлияет не только на формы взаимодействия тревожных детей с окружающими, но и снизил проявление дезадаптации, проявляющееся в сниженной самооценке, неуверенности, боязни, повышенной тревожности.
Разработанная программа ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.
Таким образом, в ходе проведенного исследования в УО «Пушковская общеобразовательная школа-сад», мы определили уровни тревожности детей младшего школьного возраста, используя методику «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен). Учащиеся испытывают тревожность в различных ситуациях: ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок и в типичных жизненных ситуациях. В результате чего была разработана и проведена коррекционная программа с использованием здоровьесберегающих технологий по снижению уровня тревожности детей. Данные сравнительно-сопоставительного анализа свидетельствуют о том, что использование организации коррекционной работы с использованием здоровьесберегающих технологий способствует снижению уровня тревожности у детей, дает детям знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях.
В соответствии с поставленной целью, в данной работе были решены следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность понятий «здоровьесбережение» и «тревожность».
2.Охарактеризовать принципы сохранения здоровья в образовательном процессе.
3.Изучить состояние исследования проблемы детской тревожности.
4.Провести эмпирическое исследование тревожности детей младшего школьного возраста.
5.Разработать коррекционную программу по снижению уровня тревожности детей.
Анализ литературных источников и проведенное исследование позволили нам достигнуть цели курсовой работы.
В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:
Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов у ...
Цели и задачи Болонского процесса
Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты. 1. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием ...
Выявление и анализ доминирующих стилей общения педагогов
дополнительного образования
Проблема диагностики педагогического общения в УДОД чрезвычайно актуальна для непрерывного повышения уровня квалификации педагогов. В связи с этим цель параграфа - выявить доминирующие стили общения педагогов дополнительного образования. Задачи второго параграфа заключались в том, чтобы: применить ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.