Рис.2.1 Уровни тревожности детей до и после коррекции
Из результатов видно, что снизился высокий индекс тревожности у 25% детей (4 человека). Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, что является нормой.
Проанализировав и сравнив результаты диагностического обследования «до» коррекционной работы и «после», мы проследили динамику снижения тревожности у детей младшего школьного возраста по отношению к ряду типичных жизненных ситуаций.
Так, основные переживания ребенка рассматриваются, как отражение им оценок окружающих и ролей воспринятых им под влиянием общества. Последствием поступка, негативно оцениваемого социальным окружением, является наказание и потеря уважения окружающих, что приводит к утрате чувства собственной безопасности, а, следовательно, нарастанию чувства тревожности.
Как видно из диаграммы ребёнок испытывает чувство дискомфорта в общении, в конфликтных ситуациях, в организации учебной деятельности. Так, 56% детей испытывают тревожность в ситуациях с участием взрослых, 57% школьников тревожны в ситуации ребёнок-ребёнок, у 22% школьников тревожность вызывают типичные жизненные ситуации (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Количество детей, испытывающих тревожность в различных жизненных ситуациях
Использование здоровьесберегающих технологий позволило оказать существенное влияние на преодоление проявлений тревожности у детей в типичных жизненных ситуациях.
Системный и комплексный подход в коррекции позитивно повлияет не только на формы взаимодействия тревожных детей с окружающими, но и снизил проявление дезадаптации, проявляющееся в сниженной самооценке, неуверенности, боязни, повышенной тревожности.
Разработанная программа ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.
Таким образом, в ходе проведенного исследования в УО «Пушковская общеобразовательная школа-сад», мы определили уровни тревожности детей младшего школьного возраста, используя методику «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен). Учащиеся испытывают тревожность в различных ситуациях: ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок и в типичных жизненных ситуациях. В результате чего была разработана и проведена коррекционная программа с использованием здоровьесберегающих технологий по снижению уровня тревожности детей. Данные сравнительно-сопоставительного анализа свидетельствуют о том, что использование организации коррекционной работы с использованием здоровьесберегающих технологий способствует снижению уровня тревожности у детей, дает детям знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях.
В соответствии с поставленной целью, в данной работе были решены следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность понятий «здоровьесбережение» и «тревожность».
2.Охарактеризовать принципы сохранения здоровья в образовательном процессе.
3.Изучить состояние исследования проблемы детской тревожности.
4.Провести эмпирическое исследование тревожности детей младшего школьного возраста.
5.Разработать коррекционную программу по снижению уровня тревожности детей.
Анализ литературных источников и проведенное исследование позволили нам достигнуть цели курсовой работы.
В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:
Педагогические условия воспитания толерантности
Воспитание толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у подростков, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общение ...
Педагогические условия, методы и приемы работы над исправлением
дефектов голосового звучания учащихся среднего возраста в школьном хоре
Работа над исправлением недостатков певческого звукообразования является одной из важнейших и сложных проблем процесса воспитания голоса. Этот процесс очень длительный и кропотливый, требующий от педагога осторожности и деликатности, знаний не только в области анатомии и физиологии, но и в области ...
Классификация интернет технологий
По мнению американских специалистов, использование телекоммуникаций в образовании может происходить в двух плоскостях: телекоммуникации в образовании; образование, базирующееся на работе в сетях. В первом случае телекоммуникации являются одним из направлений в широком спектре технологических ресурс ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.