1) понятие тревожности как эмоционального состояния и как устойчивого свойства черты личности или темперамента.
2) понятие тревожности как многозначного психологического термина, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. М.З. Неймарк устанавливает взаимосвязь тревожности с самооценкой личности.
В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности, она отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.
В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам: существует много причин появления тревожности у детей младшего школьного возраста. Большинство их связано взаимоотношениями между детьми, боязнью быть не принятым в игру, быть изолированным от других детей. Полученные в результате психодиагностического исследования данные, не противоречат результатам теоретического анализа. Была установлена взаимосвязь между повышенной тревожностью детей и особенностями отношений детей и взрослых. В соответствии с результатами была выработана и применена коррекционная программа с применением здоровьесберегающих технологий. В программе определены цель, задачи, принципы работы в группе, структура занятий и их количество, предложен план мероприятий по снижению уровня тревожности детей, определены итоговые методики исследования.
Сравнительный анализ данных исследования показал снижение уровня тревожности после применения здоровьесберегающих технологий. Используя метод наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что, различия между этапами исследования являются значимыми. Детский коллектив стал более сплочённый, они стали больше общаться между собой и чаще играть все вместе.
Данная исследовательская работа имеет теоретическое и прикладное значение.
Положительные результаты проведенной коррекционной работы показали эффективность целенаправленного психологического воздействия на личность младшего школьника. Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность является одним из тормозов успешности гармоничного развития личности младшего школьника, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Организация коррекционной работы в соответствии с основными принципами разработанными исследователями способствует коррекции тревожности у детей.
2. В результате коррекционной работы с использованием метода игротерапии произошло снижение высокого уровня тревожности у 25% детей, увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности.
3. Снизился уровень тревожности во взаимоотношениях Взрослый-Ребенок.
Итак, данные сравнительно-сопоставительного анализа свидетельствуют о том, что использование организации коррекционной работы способствует снижению уровня тревожности у детей, дает детям знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях.
Проведение психолого-педагогической коррекции позволило оказать существенное влияние на преодоление проявлений тревожности у детей в типичных жизненных ситуациях.
Таким образом, гипотеза курсовой работы подтвердилась – использование здоровьесберегающих технологий влияет на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Таблица
№ |
Рисунок |
Высказывание |
Выбор |
1 |
Игра с младшими детьми | ||
2 |
Ребенок и мать с младенцем | ||
3 |
Объект агрессии | ||
4 |
Одевание | ||
5 |
Игра со старшими детьми | ||
6 |
Укладывание спать в одиночестве | ||
7 |
Умывание | ||
8 |
Выговор | ||
9 |
Игнорирование | ||
10 |
Агрессивность | ||
11 |
Собирание игрушек | ||
12 |
Изоляция | ||
13 |
Ребенок с родителями | ||
14 |
Еда в одиночестве |
Анализ проблемы позитивного мышления в психологическом аспекте
Что есть позитивное мышление? О нем если не писали прямо, то косвенно касались многие, а кто пишет сейчас, в основном делает это научно-популярным языком. И такая литература пользуется спросом, но в попытке донести знание до обывателя упускаются базовые принципы, на которых строится методология мыш ...
Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требовани ...
Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения письма у учащихся
4-го класса общеобразовательной школы
Формирующий этап эксперимента длился с ноября 2006г. по апрель 2007г. За этот период было проведено 24 занятия в 4 «в» классе. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут. Также проводились индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15 ми ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.