Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 4

Труд не тождественен механической работе, которую способны совершенствовать и природные силы, и животные. Продукты труда есть материальные выражения духовных потенций, осуществления сознательных целей, реализация волевых импульсов. В процессе труда человек переосмысливает, преобразует не только объект, но и самого себя. Так в трудовой деятельности формируется необходимое для неё самой опережающее развитие человека - субъекта труда. Обратившись к эстетическому становлению личности можно обнаружить здесь специфическое воплощение общих закономерностей развития человека в труде. Прежде всего, труд явился первоосновой формирования эстетического отношения человека к миру. В труде сформировалось всё " богатство субъективной человеческой чувственности". В труде были освоены такие объективные свойства предметов и явлений, как ритм, пропорция, симметрия, соразмерность. Необходимость идеального внутреннего плана деятельности, предшествующего практическим операциям, развивала воображение человека, и только воображение обеспечивало целесообразность трудового процесса. Не ту целесообразность, которая закреплена в генетическом коде поведения животного, а способность найти наиболее оптимальный вариант действия с предметом, соотнося его назначение, материал, форму в бесконечном множестве трудовых ситуаций.

Воображение явилось не только инструментом преобразования, но и способствовало наиболее совершенному видению мира. Наблюдение предмета или явления опосредованно не только прошлым опытом, знаниями и будущим замыслом пока ещё не существующего продукта. Современная психофизиология и физиология определяют этот феномен как опережающее отражение. Воображение ставит наблюдаемое в новые, порой неожиданные связи, "прощупывает" объект с разных сторон. Деятельность воображения связана с высокой эмоциональной напряженностью. Чувства и воображение как бы обслуживают и активизируют друг друга. Поэтому объект не только осознаётся, но и переживается. В нем открываются выразительные возможности - эмоционально - ассоциативное, идеальное содержание, отсутствующее, не преобладающее в физических, химических, биологических свойствах предмета. А эстетическое отношение непременно связанно с установкой сознания на выразительность явлений: только в этой установке оно и может быть реализовано. Так в соотнесённости воображаемого и наблюдаемого выявляются, "играют" всё новые и новые свойства предмета: дерева, камня, ткани. Глубокое знание переживания материала обеспечивает максимальное использование его свойства и возможности преобразования. В этом гибком и многостороннем отношении к материалу формируется мастерство как способность наиболее полного осуществления целей, задач, установок деятельности. Своевременно воплощая замыслы, человек переживает сложную гамму положительных эмоций, которые в свою очередь, становятся новым стимулом деятельности, её нематериальным побуждениям. Эти особенности труда, а так же личностные качества, складывающиеся в труде, позволяют, по словам Карла Маркса: " производить по меркам любого вида и всюду прилагать к предмету соответствующую мерку", в силу этого человек строит также и по законам красоты". Раскрытый Марксом эстетический характер производительного труда не сводится к фиксации неких внешних характеристик продукта. Способность и возможность производить по меркам любого вида" вовсе не является признаком всякой работы. Скорее это необходимое следствие самого содержания труда, в котором эстетические начала оказываются условием наиболее совершенной его организации, вовлекающей в труд мысль, волю, чувства, тело человека. Поэтому в результате труда человек как бы "созерцает" самого себя в созданном им же мире", а это уже эстетическое отношение, ибо суть его - гармонизация человека и среды, запечатление и переживание мира в себе и себя в мире. И напротив, отсутствие в труде положительных, эстетических эмоций свидетельствует о его механическом, безразличном отчуждённом характере.

Таким образом, развитие человеческого труда и эстетического становления личности - процесс взаимосвязанный и взаимоопосредованный. Эстетическое начало в труде не внешнее его украшение или характеристика особых "изящных" видов работы, а внутреннее свойство и условие совершенного осуществления всякого трудового процесса. Вполне естественно, что проблема " труд и красота" неизбежно входит в центр внимания при интенсивном интересе к вопросам организации труда. Ещё в 20-е годы были созданы специальные правительственные органы, управляющие внедрением эстетики в промышленность, и художественно - промышленный подотдел Народного Комиссариата Просвещения. По декрету, подписанному В. И. Лениным, были открыты Московские высшие государственные художественно - технические мастерские, к работе в которых привлекали крупных художников и теоретиков искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Психологические особенности использования интернет-технологий в учебном процессе
Использование информационно-коммуникативных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную. Интернет-технологии как новая технология обуч ...

Характеристика Средневековья. Церковное воспитание
Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развит ...

Сравнительный анализ подходов в преподавании офисных программ
При знакомстве с компьютером одним из первых рассматривается понятие операционной системы, её основные функции. В большинстве случаев это Windows, так как именно эта операционная система сегодня используется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0139