В эстетическом отношении к труду явственно обнаруживаются такие существенные характеристики этого отношения, как его социально - значимый и одновременно - личностный характер. Труд переживается и как свободная, без принуждения деятельность во имя общественной пользы, и как любимое дело. Поэтому эстетическое переживание труда в равной мере создаёт атмосферу наиболее совершенного его осуществления (производительность, качество продукции) и одновременно является как бы наградой за труд тем самым характер стимула.
В процессе труда личность осуществляется наиболее целостно, "развертывается" её интеллектуальные, эмоциональные, волевые, физические возможности, эстетические переживается не только легкость, изящество, но и преодоление материала. Карл Маркс отличал возможность наивных заблуждений, представляющих труд "забавой", "развлечением". Ощущение своего признания в труде рождает нравственное и эстетическое переживание в нем, пробуждающее к непрерывному развитию. Атмосфера доброжелательности, чувство коллективизма не только сами по себе переживаются в эмоциях, но и создают явление "эмерджентности" - возбуждение энергии в совместном творчестве, когда усилия всех не просто суммируются, а рождают некое новое качество интенсификации труда. Здесь эстетическое отношение вызывает не только собственный труд, но и мастерство, профессионализм товарищей. В этом психологическом климате, помимо прочих, возникают и эстетические стимулы совершенствования соревнования.
Красота труда формирует культуру личности, превращает труд в сферу удовлетворения её главных духовных потребностей (нравственных, эстетических), но с другой стороны, само воздействие на человека эстетических явлений зависит от способности личности на эстетическую реакцию, определяется уровнем её эстетических потребностей и способностей. Красота труда осознанная и пережитая человеком, создаёт у него потребность искать красоту во всех сторонах жизни.
Труд человека тесно связан окружающей природой. Общение с ней благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Огромно и эстетическое значение природы. Её красота - неиссякаемый источник вдохновения, положительных эмоций. Она воспитывает вкус и чувства человека. Действенное средство эстетического воспитания - общение с природой, которое предполагает не только любование прекрасным в природе, но и активную предохранительную деятельность. В процессе исторической практики, то есть труда, удовлетворяя свои утилитарные потребности, человек подсознательно познавал красоту окружающего мира, втягивая предметы природы в сферу своей преобразовательной деятельности и развивающего эстетического сознания. Таким образом, человек стал ещё больше вливаться в создание вещей, в которых, наряду с утилитарными свойствами прослеживались эстетические характеристики. В процессе такой деятельности оттачивались умения человека в создании оптимальных и красивых форм, формирование указанной формы дополнялись декоративными элементами, заимствованными из природы. В самом раннем периоде это украшения, композиции, которые создавались из зубов животных, костей, семян и выглядели в виде, впервые создаваемых человеком ритмических рядов.
Таким образом, эстетическая природная среда (самостоятельные эстетические ценности) постепенно обогащались рукотворной предметной средой. Уже вместе с природной и предметная среда стали средством удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей человека на данном развитии общественного сознания. Гармонично созданная по канонам эстетики предметная среда обогащает эстетический мир человека, расширяет его границы. Природная и предметная среда являются важнейшими компонентами этого мира, но общая эстетическая среда жизнедеятельности человека во многом зависит от системы отношений, в которых пребывает человек в процессе своей жизни. Система отношений определяет уровень культуры человека, в содержании которого входят эстетические, экологические, технологические и другие компоненты культуры.
Технология и эстетика составляют единую систему достижения человеком эстетической ценности изделий. Они основываются на системе овладения человеком знаний естественно - научных законов природы (физики, химии, биологии). Нельзя не отметить присутствие в эстетической культуре процесса освоения мира наряду с его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств вообще не может состояться эстетическое воспитание, тем более создание эстетических ценностей.
Диалектическое взаимодействие освоения и преобразования - характеристическая черта любой человеческой деятельности. Поэтому эстетическую культуру личности следует рассматривать в тесной связи с её эстетическим развитием и формированием в ней способности преобразовывать мир "по законам красоты". Подобное понимание отвечает требованиям педагогической теории и последовательности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения во всей системе образования в нашей стране. Эстетическое воспитание ведь не ограничивает свои задачи только формированием эстетических вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности, её способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии совершенства и красоты, являющихся неотъемлемыми составными элементами эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека подчиняется выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир, в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познание объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности.
Психолого-педагогические аспекты при решении задач с параметрами в средней
школе
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» - писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических при ...
Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на
основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности. Дифференциация наук привела к ...
Варианты комплектования содержания информационно-технологического профиля
Основной целью обучения информатики является формирование информационной культуры школьника. Основываясь на этом, решение коллегии Министерства Образования России № 4/1 от 22 февраля 1995 года утвердило переход к новой структуре непрерывного обучения информатике, в котором предлагается изучение осн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.